Санкт-Петербург
Звезды28 февраля 2021 13:15

«Записку со съемок этой картины нашли у него после смерти»: Как Сергей Бодров снимал свой прощальный фильм «Сестры»

В честь 20-летия культовой ленты рассказываем, как Андрей Краско сыграл роль без слов, почему Акиньшина не хотела сниматься в картине, и как Сухроуков сделал конец ленты драматичным
Фильм стал первым и последним в режиссерской карьере Сергея Бодрова Фото: кадр из фильма

Фильм стал первым и последним в режиссерской карьере Сергея Бодрова Фото: кадр из фильма

Начало нулевых ознаменовалось новой эпохой в российском кинематографе – временем простого кино о сложных судьбах людей. Страна с упоением следила за историей Данилы Багрова в фильмах «Брат» и «Брат-2». Но после того, как Алексей Балабанов заявил, что продолжения не будет, вышел не менее культовый фильм «Сестры» о судьбе Дины и Светы, за которыми охотились бандиты. Лента стала первой и последней режиссерской работой Сергея Бодрова и дебютом Оксаны Акиньшиной. Съемки начались ровно двадцать лет назад – в феврале 2001 года. Рассказываем, как это было.

НУЖНА БЫЛА «ТА САМАЯ» АКТРИСА

Сюжет к фильму «Сестры» Сергею Бодрову-младшему подсказал его отец, рассказав историю двух казахских девочек. Режиссер сам написал сценарий, а продюсером ленты стал руководитель компании «СТВ», Сергей Сельянов – ранее он продюсировал фильмы «Брат».

- Мы с Сергеем вместе работали, дружили. Было ясно, что он планирует начать режиссерскую работу. И в какой-то момент он принес мне сценарий, я его прочитал. И когда дочитал, было очевидным, что это нужно снимать. Мы были близки человечески и творчески, - рассказал "Комсомольской правде в Санкт-Петербурге" Сергей Сельянов.

Бодров был доволен работой артисток Фото: кадр из фильма

Бюджет у будущей картины был небольшой по нынешним меркам. Однако он превышал тот, что был выделен на картину «Брат».

- «Брат» снимался совсем в экстремальных условиях, - делится Сельянов. - К моменту «Сестер» мы уж немножко окрепли. Не помню, какие гонорары были у артистов. Но на пробы выстраивались большие очереди. На роль Дины и Светы были по триста кандидатов в день. Нам было ясно, что это должны быть непрофессиональные актрисы. И приходилось выбирать из очень большого количества претендентов. Сережа очень серьезно относился к этому. Если бы он выбрал неправильно, то этого фильма бы просто не было.

Сейчас Оксана Акиньшина - звезда. Но тогда, в 13 лет, она была девчушкой из простой семьи, которая видела себя в роли модели. И на пробы пришла без особого энтузиазма - по просьбе модельного агентства, где считали, что для нее это будет полезно. Однако, именно отношение Оксаны к будущей роли и сыграло ей на руку.

Оксана Акиньшина не стремилась сняться в фильме Фото: кадр из фильма

- Задача режиссера не выбрать ту, которая хочет сняться, Бодрову была нужна актриса, «которая та самая». Нужно было уговорить ее любой ценой. И Оксана не рвалась в актрисы. Но это не имело значение, - признается Сельянов.

С Катей Гориной, которая сыграла младшую сестру, тоже были сложности. На пробах девочка выдумала себе имя и историю семьи. Поэтому, когда Бодров позвонил к ней домой, родители сказали, что такой девочки не знают. И только по описанию Сергея они поняли, что это действительно их дочь.

Юная актриса выдумала себе имя, поэтому Бодрову пришлось ее искать Фото: кадр из фильма

- Она была такая немножко фантазерка, что для творческого человека, скорее, полезно, чем вредно, - делится Сельянов.

«ДЕВОЧКИ НАЗЫВАЛИ МЕНЯ МАМОЙ»

Сергей Бодров позже признавался, что из-за нрава юных актрис иногда приходилось переделывать сценарий. Однако, девочки очень гармонично влились в фильм и полюбились всему актерскому составу.

- Они были очень хорошие, просто чудесные, - поделилась с "Комсомольской правдой в Санкт-Петербурге" Татьяна Колганова, сыгравшая маму сестер. – Это первая роль Оксаны Акиньшиной, и уже тогда было понятно, что она очень одарена, да и вторая девочка была замечательная. Они радостно называли меня мамой, мы дружили. Но пироги я им на площадку не приносила, уроки у них не проверяла (смеется). Они очень подвижные девочки. Глядя на взрослых артисток, которые должны были плакать, они очень гармонично нам подыгрывали. Когда мы расставались и уезжали по сценарию фильма, мы с Татьяной Ткач заплакали в кадре, и девицы тоже давай рыдать рядышком!

Видя, как слезы взрослых, юные актрисы плакали вслед за ними Фото: кадр из фильма

После премьеры «Сестер» Оксана Акиньшина проснулась знаменитой. Однако, теперь об этом фильме она вспоминает редко, и давать комментарии «КП» отказалась.

Особым открытием в картине стали не только новые, но и уже состоявшиеся артисты. Так, довольно популярный к тому времени Андрей Краско вдруг сыграл роль практически без слов!

- Андрей исполнил эту роль замечательно: скупо, точно, ярко, - говорит Сельянов. - Что интересно, он согласился на это с удовольствием. И года через три, когда мы с ним вспомнили эту работу, у Андрея появилась улыбка на устах. Видно, что ему было это в кайф. Это интересная задача и это не эпизод, а именно роль, протянутая скупыми, но очень точными красками.

Андрей Краско с улыбкой вспоминал съемки в этом фильме Фото: кадр из фильма

НАЗВАНИЕ МОГЛО БЫТЬ ДРУГИМ

В целом съемки давались Сергею Бодрову легко, но были несколько сложных моментов. Во-первых, примерно в тот период он со своей женой Светланой остались без дома: старую квартиру продали, а новую еще не купили. Жили, фактически, на два города. Второй проблемой стало противостояние Бодрова с оператором картины.

- У них с Сережей были разные взгляды, - говорит Сельянов. - И этот конфликт требовал разрешения. Я Сергею сказал: «Коли так, давай заменим оператора». Это фильм режиссера, его дебют. Но Сережа ответил: «Нет! Он отличный оператор и я найду с ним общий язык». Так оно и вышло. Он не искал легких путей.

Для Акиньшиной фильм стал дебютом Фото: кадр из фильма

С самого начала у картины было название «Сестры», но все понимали, что ее начнут сравнивать с «Братом» - поэтому обсуждали разные варианты.

- Мы хотели отстроиться от «Брата», проявили минутную слабость, чтобы не было похоже, и рассматривали название картины «Танец живота», - поясняет Сельянов. - Но чем ближе к завершению был фильм, тем больше мы понимали, что «Сестры» точное название. Нельзя другое присваивать.

Однако избежать сравнения с «Братом» участникам картины все-таки не удалось.

Все гадали - это Данила Багров? Фото: кадр из фильма

- Кто-то даже говорил, что Балабанов снял это кино или просто активно участвовал в этом, - признается продюсер. - Но это не так. У Сережи был собственный мир.

Сравнения с «Братом» добавляло и появление Сергея Бодрова в одном из эпизодов. Его герой уж очень сильно напоминал Данилу Багрова.

- Однако все-таки это не Данила Багров, - продолжает Сельянов. – Мы понимали, что это будет так воспринято. Мы не будем с этим спорить. Но если бы это был Данила Багров, мы бы это показали однозначно. Хотя взаимосвязь какая-то есть. Искусство – это все-таки система образов. И я понимаю тех людей, кто считает, что это Багров. Я сам на их стороне.

ФИНАЛ ПОДСКАЗАЛ СУХОРУКОВ

Еще одна интересная деталь в том, что финалом фильм обязан другому артисту фильма «Брат» - Виктору Сухорукову.

- В оригинальном сценарии в конце не было расставания семьи (момент, когда сестер разъединяют), - пояснил «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге» Виктор Сухоруков. – Я не писал финал, а просто подсказал его Сергею. Сказал ему: «Сочини так, чтобы они все-таки попрощались».

Финал фильма сделали драматичным Фото: кадр из фильма

Картину Бодров смонтировала в итоге за девять смен. Обычно первый вариант фильма называют «колбасой». Однако продюсер Сельянов был доволен и внес всего три правки, которые доработали за полсмены. Такая скорость считается довольно редкой для режиссеров. Было понятно, что у Бодрова большое будущее в режиссуре.

Однако этот фильм хоть и должен был стать дебютом Бодрова, стал его финалом. Через год Бодрова не стало… Он погиб на съемках фильма «Связной» во время обвала снега в горах Владикавказа. Позже, разбирая его вещи, найденные после гибели, вдова Светлана найдет среди них потрепанную записку, которую она писала ему во время съемок «Сестер». Оказалось, что Бодров носил ее с собой целый год. В ней было написано, что семья его очень любит…

КСТАТИ

Артисты не озвучивали свои роли

Еще один интересный ход Сергея Бодрова - режиссер решил, что актеров в фильме должны озвучивать не они сами, а другие артисты. Так, например, Романа Агеева озвучил Михаил Разумовский, а Татьяну Ткач - Нина Усатова.

- У Сережи такой принцип был – он хотел добиться некоего эффекта с помощью такой озвучки, - рассказал "Комсомольской правде в Санкт-Петербурге" Михаил Разумовский. - Его никто не спрашивал об этом, все восприняли это как само собой разумеющееся. Мы озвучили все за два дня буквально.