Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Общество1 марта 2022 16:03

Эксперты объяснили, возможно ли к 2030 году построить в Петербурге 21 новую станцию метро

Застройщик возлагает надежды на победу над бюрократией
Смольный анонсировал 21 новую станцию. Четыре из них должны открыться на два года раньше.

Смольный анонсировал 21 новую станцию. Четыре из них должны открыться на два года раньше.

Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

Строительство метро в Петербурге пообещали ускорить. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры анонсировал открытие 21 новой станции к 2030 году. Четыре из них – «Сосновую поляну», «Петергофское шоссе», «Брестскую» и «Улицу доблести» - теперь и вовсе должны построить быстрее, чем планировали. Ура? Не совсем. Перспективы, конечно, грандиозные, но у независимых экспертов к ним много вопросов.

МЕНЬШЕ БУМАЖЕК - БОЛЬШЕ ДЕЛА

Сейчас общий план до 2030 года выглядит так.

Сейчас общий план до 2030 года выглядит так.

Фото: Ольга ЖУК

Выглядит оптимистично! Но за счет чего же хотят ускориться? «КП в Петербурге» направила этот вопрос в Комитет по транспортной инфраструктуре. А пока созревал ответ (он так и не поступил на момент верстки номера), мы успели пообщаться с «Метростроем Северной столицы». Там говорят интересно: оказывается, речь идет не об ускорении самого строительства - ожидается маленькая победа над бюрократией.

- Нам обещают, что быстрее будут завершены проектирование и работы с разрешительной документацией. Обычно на это закладывают большой срок. Мы в свою очередь будем готовы раньше приступить к работам, - рассказывают в пресс-службе МССС.

Специалисты реалистично напоминают, что открытия станции раньше заявленного срока обычно не происходит.

Специалисты реалистично напоминают, что открытия станции раньше заявленного срока обычно не происходит.

Фото: Александр ГЛУЗ

«ВЫГЛЯДИТ КАК ЧИСТОЙ ВОДЫ ИДЕЯ»

Вот только опыт жизни в Петербурге порождает скепсис и сомнения. Неужели нас ждет чудо даже в самые темные времена? Сейчас все как возьмет и замечательно заработает?

- К сожалению, ни в новых, ни в старых условиях эти планы не кажутся мне реалистичными, - отмечает доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Экономика транспорта» СПбГУПС Наталья Журавлева. - У нас никогда не было открытия станции раньше заявленного срока. Всегда была тенденция открывать станцию на год-три позже, чем объявляли первоначально. Можно ожидать перемен, если изменились бы система строительства и ввода станций, система финансирования. Но на этот счет у меня оптимизма тоже нет.

А ведь сейчас еще наступил беспрецедентный кризис. Новый план заявили на следующий день после начала военной спецоперации на Украине, а разработали задолго до этого. Пока «Метрострой Северной столицы» ориентируется на этот план и готов делать, что должен. Если что-то изменится - нам оперативно сообщат.

- Все это выглядит пока как чистая идея, полная энтузиазма. Деньги на станции еще не выделены. Времена сложные, - рассуждает заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» СПбГУПС Александр Ледяев. - Банк ВТБ, один из совладельцев МССС, попал под жесткие санкции. Как он после этого сможет софинансировать строительство - неизвестно.

Когда все станции откроются, то 40 процентов петербуржцев будут жить в пешей доступности от метро.

Когда все станции откроются, то 40 процентов петербуржцев будут жить в пешей доступности от метро.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Под большим вопросом оказалось все: поставки техники, ремонт и закупка оборудования, оснащение электроникой. Варианты, как выйти из кризиса, правда, есть, но не лучшие.

- Санкции отразятся на всем. Финансовые ограничения - это лишь половина от того, что будет сдерживать рост, - говорит Наталья Журавлева. - Вообще ограничения - это не новая история, поэтому я думаю, что через Китай или другим путем наладят поставки материалов, чипов, техники. Но качество упадет. Одно дело - оригинальная вещь, другое - копия.

Но все же стоит потерпеть и подождать. Ведь если свершится невероятное, и все станции откроются в срок, то 40 процентов петербуржцев будут жить в пешей доступности от метро.