Изменения в городском законе о ярмарках призваны облегчить жизнь организаторам торговли. Фото: Александр Виноградов
Поставить торговую палатку на улицах Петербурга станет проще. Смольный продвигает изменения в городской Закон о ярмарках, которые облегчат жизнь организаторам торговых городков. Но так ли это хорошо?
«ПОДДЕРЖАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»
Из прежней формулировки закона предлагают убрать слова «не более трех дней в неделю». К выходным и праздникам добавится день, который предшествует им. А уведомлять о ярмарке можно будет всего за 5 дней до начала, а не за 15. Плюс организаторы смогут сами разрабатывать планировку ярмарки.
- Это будет полезно в наше непростое время, - уверена депутат Ирина Иванова. - К нам поступало много обращений от организаторов и операторов ярмарок с просьбой ослабить ограничения.
Несмотря на скептичные размышления вслух, парламент принял поправки в первом чтении большинством голосов. Депутаты объясняют, что необходимость изменений чисто техническая.
Горожане называют уличную торговлю в Петербурге зоной вседозволенности и беспредела.
Фото: Артем КИЛЬКИН
- Практика показала: чтобы выполнить все требования - по эстетике, подключению к коммуникациям, нужно время. Но сейчас на все про все отводят только выходные, - отметил депутат Денис Четырбок в эфире Радио «Комсомольская правда в Петербурге» (92,0 FM). - В результате у предпринимателей уходит полдня, чтобы только организовать торговлю. Мы предлагаем расширить сроки, чтобы дать возможность сделать это заранее. Закон направлен на поддержку добросовестных предпринимателей, а их в нашем городе большинство.
Для нарушителей предусмотрены штрафы и внесение в реестр недобросовестных предпринимателей.
«БАБУШКИ НЕ ПОТЯНУТ»
На скрытые мотивы и последствия поправок обращают внимание петербургские активисты.
- Ни с одной городской ярмарки в бюджет Петербурга не поступает ни копейки. Депутаты знают об этом, но везде пытаются их протолкнуть. Думаю, здесь коррупционный интерес, - считает руководитель общественной организации «Потребнадзор» Александр Виноградов.
Горожане называют уличную торговлю зоной вседозволенности и беспредела. Волонтеры «Потребнадзора» уже восемь лет проверяют точки, пишут жалобы, снимают онлайн-стримы. Зачастую, по их словам, у участников ярмарок нет вообще никаких документов.
Организаторы уличной торговли получат право самостоятельно разрабатывать схему размещения мест на ярмарке.
Фото: Артем КИЛЬКИН
- Если организатор ярмарки сможет сам планировать размещение торговых мест, это только усугубит ситуацию, - отмечает Виноградов. - Чтобы разместить домик или палатку, нужно понимать, что под асфальтом находятся газовые трубы, отопление, линии высоковольтного напряжения, а организаторы будут вставать просто поближе к метро. Результатом может быть несчастный случай в людном месте.
Поддерживают ли ярмарки фермерство, местное производство? Достаточно осмотреть торговые лавки и домики у метро: марокканские мандарины, китайские ложки и никаких овощей и сыров из Ленобласти.
- Причина - высокая стоимость аренды, - объясняет Виноградов. - Оператор ярмарки получает городскую землю бесплатно, а вот продавцы за аренду домика платят порядка 3 тысяч рублей за день, 90 тысяч за месяц. Конечно, это дешевле, чем самостоятельно арендовать участок, но бабушкам и садоводам все равно не потянуть. Огурцы да ягоды такую аренду не окупят. В идеальной ярмарочной системе наценка должна быть небольшая, процентов десять. Продавец должен платить налог городу. Точки должны быть красивыми, холодильники - исправными, товары – особенными, тогда люди сами на такие ярмарки потянутся.