Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество18 апреля 2022 9:18

К петербургским школьникам пришел «Музей в чемодане»

Необычный урок состоялся в рамках образовательного проекта «Комсомолки» «Губернаторский дневник»
Экспонатами стали игрушки и одежда блокадных детей, посуда и домашняя утварь времен войны.

Экспонатами стали игрушки и одежда блокадных детей, посуда и домашняя утварь времен войны.

Фото: Артем КИЛЬКИН

«Комсомольская правда в Петербурге» продолжает рассказывать о проекте «Губернаторский дневник». Как принять в нем участие? Присылайте в редакцию бланки со своими отличными оценками. Тридцать счастливчиков, получивших в третьей четверти больше всего пятерок, будут приглашены на встречу с губернатором Санкт-Петербурга. Александр Беглов лично вручит победителям призы. Этим подарком ребята будут гордиться всю жизнь.

«…Красивую фаянсовую сухарницу так и хочется наполнить печеньем и конфетами. Но в суровые дни блокады в ней одиноко лежали крохотные кусочки хлеба. Яркое блюдо хоть немного заставляло почувствовать довоенную атмосферу, когда еды – разной и вкусной – было вдоволь.

Вот маленькие кожаные туфельки - их владелица погибла от голода, но родные сохранили обувь в память о девочке.

Вот маленькие кожаные туфельки - их владелица погибла от голода, но родные сохранили обувь в память о девочке.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Рядом с сухарницей – маленькая коптилка. Ее делали из небольших баночек, а внутрь наливали керосин. Только эти коптилки, из-за которых на стенах, потолках и полу появлялся слой копоти и которые неприятно пахли, помогали блокадникам освещать свое жилище, ведь электричества в домах не было.

И совсем удивительный предмет – ленинградский «светлячок». Небольшой значок был покрыт специальным составом – солью радия в сочетании с фосфором – и светился в темноте. Если такой «светлячок» подержать в течение нескольких секунд на солнце или у горящей спички, он начинает фосфоресцировать. «Светлячки» совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле. Они помогали прохожим легко избегать столкновений в темноте, когда не было уличного освещения. Прикрепляешь к одежде и идешь по делам – за водой, на поиск дров или работу…»

Увлекательный урок об экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда пятиклассники городской школы № 619 посетили не покидая учебного заведения. И помог им в этом проект «Музей в чемодане». Название выбрано не случайно – все предметы для интерактивной экскурсии прекрасно уместились в стареньком чемодане.

– Внутри личные предметы жителей блокадного Ленинграда, которые многое могут рассказать о жизни горожан в то тяжелое время. Вот маленькие кожаные туфельки – их владелица Валечка умерла от дифтерии, но родные сохранили обувь в память о девочке. А вот игрушка – медвежонок, он твердый, потому что набит опилками, но именно он был верным другом блокадным детям. Все эти предметы понятны школьникам, и через личные истории владельцев они узнают о важном периоде в истории нашего города, – рассказывает хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Анна Савельева.

И правда, о военной стратегии и памятных датах рассказывают на уроках, множество музеев уделяет внимание боевым подвигам и военным победам. А вот посмотреть на блокаду с другой, обывательской стороны получается не всегда. Как школьники блокадного города делали уроки, если не было света? Зачем сохраняли красивые предметы интерьера? Почему так важно было сберечь вещи умершего человека? Истории сверстников, живших в блокаду, петербургские школьники слушали затаив дыхание. Про блокаду ребята знают и о подвиге ленинградцев слышали, но так близко с жизнью того времени они еще не сталкивались.

– 125 граммов хлеба – это сколько? Как шоколадный батончик или как банан? И все?.. Да я могу таких сразу десять съесть, а ты? – перешептывались ребята. – «Светлячок» – это как светоотражатели? А, электричества же не было! А я видел керосинку у бабушки на даче.

Глаза ребят горели, а значит, урок удался.

Глаза ребят горели, а значит, урок удался.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Глаза школьников загорелись, а значит, урок удался. Ведь в первую очередь надо заинтересовать ребят, а дальше многое зависит от них самих. Кто-то начинает интересоваться историей семьи, кому-то нужно подготовить доклад, и он находит интересную тему. Главное, что подрастающее поколение погружается в историю родной страны и начинает ценить то, что пережили прабабушки и прадедушки.