Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество21 апреля 2022 6:12

Китай и Сербия вместо Франции и Германии: Чем грозит студентам разрыв отношений между западными и российскими вузами

В Петербурге программы двойных дипломов имеют практически все крупные вузы
Сергей ВОЛЧКОВ
Сергей ВОЛЧКОВ
Иностранные вузы массово разрывают программы сотрудничества с российскими вузами.

Иностранные вузы массово разрывают программы сотрудничества с российскими вузами.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Международные санкции, нагрузка которых на Россию растет день ото дня, затронули уже, кажется, все сферы человеческих взаимоотношений – в том числе и такие, которые под определение «политических» ну никак не попадают. Так, уже сейчас иностранные вузы массово разрывают программы сотрудничества с нашими. В том числе под угрозой оказались программы так называемых «двойных дипломов». К чему готовиться студентам, и что будет дальше – рассказывает «КП-Петербург».

«НЕДРУЖЕСТВЕННАЯ» НАУКА

Что такое «двойной диплом»? Это когда студент учится одновременно в двух вузах – обоих российских или российском и иностранном. Это позволяет глубже овладеть профессией, а в процессе еще и обрасти нужными связями и качественно повысить свою ценность как специалиста.

В Петербурге программы двойных дипломов имеют практически все крупные вузы – СПбГУ, Гуманитарный университет профсоюзов, Политехнический университет, Высшая школа экономики и так далее. Список стран-«партнеров» огромен: один только Санкт-Петербургский государственный имеет договоренности с Францией (в том числе со знаменитым университетом Сорбонна), Финляндией, Германией, Италией и так далее. Мест для студентов за границей выделяется, как правило, немного (для понимания – парижская бизнес школа HEC Paris, как правило, дает до трех в год, Технологический университет Лаппеенранты – до пяти), но тем не мене даже по самым скромным прикидкам речь идет как минимум о нескольких сотнях обучающихся.

- Из 14 программ по модели двух дипломов с вузами-партнерами сейчас по инициативе наших иностранных коллег приостановлено шесть, - сообщили «Комсомолке» в Петербурге» в пресс-службе СПбГУ. – Большинство партнеров продолжает реализацию программ в текущем семестре, но приостанавливает программы с осени 2022-2023 учебного года.

За расторжение договоров выступили, что характерно, прежде всего государства-участники списка «недружественных стран»: Германия, Чехия, Финляндия, Швеция и Польша. Осложняется дело тем, что это, если посмотреть на список доступных программ для российских студентов – ключевые партнеры наших вузов. Так, с Германией и Финляндией активно сотрудничает, например, Политех, причем по программам как бакалавриата, так и магистратуры.

ПОСТРАДАЮТ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЕВРОПУ

Что с этим делать не вполне понятно. Ситуация в образовании, в целом, складывается такая же, как в бизнесе и торговле: решительные шаги сделаны, решительные слова сказаны, но как долго это продлится, и какие последствия будет иметь, никто пока даже предположить не может. Но на всякий случай вузы готовятся укреплять и расширять партнерство с другими странами – теми, которые в число «недружественных» не входят: Казахстана, КНР, Малайзии, Хорватии и прочих.

- На самом деле это не такая большая потеря, - объясняет директор Северо-западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов. – С 2015 года ценность двойных дипломов на рынке труда постепенно падала. К тому же реально пострадать от расторжения партнерских договоров могут только студенты, изначально ориентированные на Европу – экономисты, лингвисты, филологи и так далее. Но таких студентов крайне мало – не более пяти процентов от всего потока.

Часть студентов учатся одновременно в двух вузах – обоих российских или российском и иностранном.

Часть студентов учатся одновременно в двух вузах – обоих российских или российском и иностранном.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Куда чувствительнее, по словам Шамахова, отказ иностранных вузов от участия в так называемых «программах мобильности» - проще говоря, обмена студентами.

- Эти программы пользовались намного большей популярностью – думаю, до 30 процентов учащихся их посещало, - отмечает эксперт. – К тому же это был очень хороший способ познакомиться с миром, приобрести какой-то новый взгляд на профессию, отношение к жизни. Но, во-первых, это неприятно, но не смертельно. Во-вторых, я все же надеюсь, что буквально через два-три года все эти программы восстановятся. Кроме того, у нас все еще остаются страны, по-прежнему настроенные на дальнейшее сотрудничество с Россией: например, тот же Китай, Испания, Сербия и так далее.

«ПОРАЖЕНИЕ В ПРАВАХ И ФИНАНСАХ»

Помимо государственных вузов трудности испытывают и независимые образовательные учреждения. Хотя у них проблемы другого плана: чтобы иметь право выдавать дипломы международного образца, как государственный вуз, так и частная бизнес-школа должна иметь аккредитацию, которая выдается международными же агентствами.

- На сегодняшний день три основных международных аккредитационных органа – британская AMBA, европейская EFMB и американская AACSB – выступили с совместным заявлением, в котором высказали сожаление о сложившейся ситуации и заявили о приостановке всех новых активностей в России, - объясняет ректор независимой петербургской бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов. – Несмотря на это статус-кво сейчас, в целом, сохраняется – те школы, которые уже имеют аккредитации от этих агентств, эти аккредитации сохраняют и по-прежнему имеют право их использовать и выдавать свои выпускникам соответствующие документы.

А вот с выдачей новых аккредитаций и продлением старых уже сложнее: и то и другое официально отменяется. Поэтому те школы, которые только-только планируют подавать заявку на международный статус, или у которых он истекает в ближайшие месяцы, будут вынужденно довольствоваться чисто «российским» уровнем, и международные дипломы выдавать не смогут.

- Сценарий, при котором уже выданные аккредитации все-таки начнут массово отзывать маловероятен, - рассуждает Ярослав Павлов. - Та же AMBA, например, разослала своим российским партнерам письма, в которых указала, что делать этого не планирует. А вот AACSB просто убрала раздел, посвященный России, со своего сайта. В целом, представители и вузовских и частных бизнес-школ смотрят на ситуацию спокойно. За 30 лет в России сформировалось сильное бизнес-образование, которое уже подтвердило международный уровень, в том числе и через аккредитации. И профессиональное сообщество нацелено развивать его и дальше в помощь отечественному бизнесу.

Осложняется дело тем, что все программы двойных или международных дипломов платные. И цены их очень существенна: она может колебаться от 250 тысяч до 1 000 000 рублей. И что будет со студентами, которые уже успели заплатить за обучение, в случае, если иностранные партнеры решат прекратить сотрудничество с их вузом или школой или отозвать у них лицензию, тоже пока решительно непонятно.

- С учетом того, как у нас активно и бесцеремонно попираются все нормы международного права, я не думаю, что студентам, которые вложили деньги в двойной диплом, а в итоге лишились возможности его получить, кто-то что-то будет компенсировать, - заключает Владимир Шамахов. – Поэтому здесь, к сожалению, действительно возможно поражение как в правах, так и в финансах.