Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество21 апреля 2022 13:38

Как доучиться до ЕГЭ и поступить на бюджет, сохранив рассудок

В рамках проекта «Губернаторский дневник» обсуждаем с директором ФМЛ №39 Максимом Пратусевичем мотивацию подростков
В рамках проекта «Губернаторский дневник» обсуждаем с директором ФМЛ №39 Максимом Пратусевичем мотивацию подростков.

В рамках проекта «Губернаторский дневник» обсуждаем с директором ФМЛ №39 Максимом Пратусевичем мотивацию подростков.

Фото: Алена ЧИЧИГИНА

Проект «Губернаторский дневник» продолжается. И мы продолжаем рассказывать о его активностях. Как принять участие? Присылайте нам в редакцию бланки со своими отличными оценками. 30 счастливчиков, получивших в третьей четверти больше всего пятерок, будут приглашены на встречу с губернатором Санкт-Петербурга. Александр Беглов лично вручит победителям призы. Этим подарком ребята будут гордиться всю жизнь.

Напоминаем, что в рамках проекта «Комсомолка» запустила также цикл радиопрограмм «Родительский вопрос» на школьную тематику. Сегодня наш гость - Максим Пратусевич, кандидат физико-математических наук, директор физико-математического лицея №239. В эфире мы с ним обсудили, как и откуда извлечь мотивацию к учебе, и какова роль учителя в этом важном процессе.

Про взаимодействие учителя и ученика

- Хочет ребенок учиться или не хочет, во многом определяется личностными моментами. Если в школе нормальные взаимоотношения с учителями и сверстниками, то обычно учиться хочет. Но есть несколько важных факторов. Учитель и ребенок должны подойти друг другу, школа и ребенок должны подойти друг другу. Я очень люблю мысль, которая мне когда-то пришла в голову после прочтения книг о Гарри Поттере: самое ценное в Хогвартсе - это распределяющая шляпа. Хорошо бы иметь такой тест, но его нет, и это очень сильно мешает. Я работаю с уникальными детьми, среди них есть и кандидаты в сборную России на Международную олимпиаду по математике. Знаете, я совершенно не стыжусь говорить им: «Дети, вы решает эти задания лучше меня». Ребенок может быть умнее, ребенок может знать больше, он может даже зарабатывать еще в школе. У нас есть такие дети, которые говорят: «Я сам выберу себе вуз, я сам способен заплатить со своих заработков, не обращаясь к родителям». А кто такой преподаватель? Человек, который чуть дольше пожил, чуть больше видел. И может помочь не ходить туда, где тупик. И в этом его роль.

Про школьную жизнь после карантина

- После карантина новыми красками заиграла возможность просто прийти в школу, нормально учиться, нормально общаться. Вот так… Чтобы научиться ценить вещь, надо ее сначала потерять.

Про он-лайн образование

- Эта история очень востребована у людей, которые профессионально чем-то занимаются. Это люди, которые понимают, что они хотят и чем они дальше будут заниматься. Например, спортсмены или музыканты. Если школа не устраивает тебе режим наибольшего благоприятствования, то лучше учиться в он-лайне. Если человек очень хорошо знает, чего он хочет и очень хорошо мотивирован это получить, то качественное он-лайн образование возможно.

Стоит ли пугаться ОГЭ и ЕГЭ

- Конрад Лоренц получил нобелевскую премию за то, что доказал - доля стресса необходима. Даже аквариумные рыбки без стресса погибают. Другой вопрос, что ОГЭ совсем не надо пугаться. Человек в здравом уме без органических поражений головного мозга ОГЭ должен сдать. Да там и требования невысокие: в ОГЭ по математике максимум 31 балл, чтобы сдать - достаточно 6. Так зачем его бояться? Про ЕГЭ. Давайте честно и открыто признаем, наше государство не заинтересовано в том, чтобы половина детей вышла из 11 класса без аттестата, поэтому пороговые значения сдачи ЕГЭ будут такими, чтобы их сдали. Другой вопрос - каковы у вас амбиции на дальнейшее. Если хотите поступать в ВУЗ, то там есть за что переживать. Но это уже совсем другая история.

Про поступление на бюджет

- Задавшись целью поступить в вуз, можно поступить в вуз. Но это странная цель. Сейчас контрольные цифры приема говорят, что бюджетных мест в вузах больше, чем выпускников из 11 классов. У нас нет проблемы попасть на бюджетные места. Недобор в вузах сейчас 13%. У нас есть проблема попасть на бюджетные места в тоненьком-тоненьком слое вузов. А в вуз в провинции, который готовит инженеров-мелиораторов, абитуриенты не приходят. Но это уже проблема профориентации.

Про вузы Петербурга

- В Северную столицу едет больше абитуриентов, чем в Москву. Все прозаично – у нас больше мест в общежитиях. Да и в университете половина студентов - иногородние. Такова жизнь.

Но Петербург не всем подходит: кого-то город принимает, кого-то нет. Сужу по детям, которые приезжают в наш интернат – одни от Петербурга в восторге, а для других это просто галочка – получил хорошее образование и поехал поступать в Москву. И никакой истории про любовь и вдохновение.

Как понять, что хочет ребенок?

- Пробовать нужно! Перепробовать много кружков, секций, клубов. Но учитывать, что вначале все всегда легко и интересно, а потом неизбежно наступает время пахать. И если эта пахота не так сильно отталкивает – значит, может быть, ребенку это действительно надо.