Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+25°
Boom metrics
Звезды6 мая 2022 15:22

Кинокритик Михаил Трофименков: «Мы хотели постсоветский Голливуд, а получили постсоветский Болливуд»

Известный киновед и кинообозреватель – о российской киноиндустрии, проблемах «Ленфильма» и о том, как российское кино превратилось в индийское
По словам МИхаила Трофименкова, перед тем, как создавать свой Голливуд, нужно восстановить отечественные киностудии.

По словам МИхаила Трофименкова, перед тем, как создавать свой Голливуд, нужно восстановить отечественные киностудии.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Из-за последних событий на международной арене на Россию обрушилось не только товарное, но и «культурное» эмбарго. Крупнейшие западные киностудии покинули наш внутренний рынок на горе завсегдатаям кинотеатров и на радость интернет-пиратам. Казалось бы – вот оно, время создавать свои фильмы, тем более что во времена СССР у нас очень даже неплохо получалось. Однако не все так просто. Почему «российское кино» не станет конкурентоспособным западному без серьезной государственной поддержки, в эфире радио «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» (92,0 FM) рассказал известный кинокритик и киновед, кандидат искусствоведения Михаил Трофименков.

Прежде всего, по словам эксперта, в России сложилась серьезная проблема с киноиндустрией. Делать хорошее кино мы можем. Но пока это происходит эпизодически и скорее даже «вопреки», нежели благодаря». Как пример, Трофименков привел киностудию «Ленфильм».

«Ленфильм» уже давно не тот, что прежде, констатирует эксперт.

«Ленфильм» уже давно не тот, что прежде, констатирует эксперт.

Фото: Артем КИЛЬКИН

- На «Ленфильме» у нас не происходит ничего, - посетовал Михаил Трофименков. – Туда водят экскурсии, там устраиваются замечательные выставки. Но производства [кино] нет. Потому что, очевидно, нет материально-технической базы. Еще с девяностых годов происходит постепенная утрата «Ленфильмом» статуса киностудии.

Строго говоря, процесс этот, по словам кинокритика, характерен не только для «Ленфильма» - подобный упадок киностудий наблюдается по всей России.

- Насколько я понимаю, у нас вообще уцелела как она есть только одна студия – «Мосфильм», - констатировал Михаил Трофименков. – Причем уцелела она благодаря великому, на мой взгляд, человек – Карену Шахназарову, который вовремя воспользовался административным ресурсом, личным контактом с президентом, чтобы «Мосфильм» не приватизировали. А так – Свердловской киностудии нет, студии имени М. Горького тоже нет. И так далее.

В целом, отметил эксперт, ситуация в отечественном кинопроизводстве сложилась «трагическая», а сама система оказалась если и не «рухнувшей» до конца, то по крайней мере в значительной степени «обрушенной».

Уход голливудских киностудий из России дал нам уникальный шанс. Теперь осталось только правильно им воспользоваться.

Уход голливудских киностудий из России дал нам уникальный шанс. Теперь осталось только правильно им воспользоваться.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- У нас сложилось так, что мы строили постсоветский Голливуд, а построили в итоге постсоветский Болливуд (киностудия в городе Мумбаи, прославившаяся производством очень специфических индийских «блокбастеров», прим.ред.), - подчеркнул Михаил Трофименков. – При том, что у нас есть и хорошие фильмы и хорошие режиссеры. И даже могут появляться шедевры – но они в Непале какому-нибудь условном вполне могут появляться. А вот кино как полноценной индустрии у нас нет. Потому что для этого должен быть очень хороший, мощный и профессиональный слой «среднего кино» - бытописательского, приключенческого и так далее. Что для этого сделать? Очевидно, путь один – восстановить Госкино, государственный орган, который управлял бы производством фильмов.

КОМПЕТЕТНО

ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ГОЛЛИВУДСКИХ УЗ

А вот что касается кинотеатров, то тут, по словам Михаила Трофименкова, страдания и мрачные прогнозы несколько преувеличены.

- Кинотеатры у нас долго были, фактически, заложниками нескольких крупных прокатных компаний, аффилированных с голливудскими студиями, - констатировал эксперт. – И практиковалась пакетная закупка фильмов, благодаря которой сеансы были расписаны чуть ли не на годы вперед. И это была одна из причин, по которым отечественное кино практически не имело широкого проката. Для него не оставалось своей ниши. Поэтому я не считаю, что уход нескольких голливудских компаний – это трагедия. Это можно и нужно использовать как шанс.