Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Общество15 мая 2022 7:00

Экскурсия по ткани: петербуржец вышивает гладью архитектуру прошлого века

Маркетолог из Петербурга делает шедевры на ткани, вышивая советскую архитектуру авангарда
Сам Саша работает маркетологом и связан с архитектурой только интересом к истории.

Сам Саша работает маркетологом и связан с архитектурой только интересом к истории.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Архитектура уходит в историю, запечатлеваясь на фотографиях, картинах, картах, в документах. А нашим потомкам повезет увидеть еще и вышитые цветными нитками здания – такой маленький и необычный вклад в историю делает петербуржец Саша Браулов. Маркетолог по образованию и работе, он вышивает гладью архитектуру советского авангарда.

Первооткрывателем в этом творческом направлении Саша стал случайно – в удачное сочетание вылились интерес к архитектуре авангарда и умение вышивать. Иголку с ниткой Сашу научили держать еще в детском саду на занятиях рукоделием, дома подогревала интерес к занятию мама-рукодельница, а серьезное увлечение вышивкой к парню пришло уже в университете.

– Я вышиваю уже пять лет, за все это время сделал около 500 работ, примерно 240 из них – по архитектуре авангарда. Сейчас удается делать это только в свободное время. Одна вышивка занимает 6-7 часов, но работа растягивается на неделю в общей сложности, – рассказал Саша «Комсомолке».

Управляться с иглой и ниткой Саша научился еще на занятиях в детском саду.

Управляться с иглой и ниткой Саша научился еще на занятиях в детском саду.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Кусочек плотной ткани, нитки, подобранные точно под цвет фасадов, эскиз на бумаге и игла – с таким нехитрым инструментарием начинается работа над любой из вышивок. Руки летают над тканью уже механически, признается Саша, как будто садишься за руль машины и просто ведешь.

– Я сравниваю вышивание с выращиванием – сначала ничего нет, а потом постепенно ткань зарастает рисунком. Ты видишь результат. Не могу сказать, что получаю удовольствие от процесса, он уже автоматический. Проект изначально был не для удовольствия, а чтобы больше людей об архитектуре узнали, – рассказал петербуржец.

И люди понемногу узнают, говорит вышивальщик – подписываются в соцсетях, рассматривают тканые картинки на выставках, читают про них в интернете. Сам Саша тоже изучает историю зданий, прежде чем перенести их на ткань. Архитектурой авангарда вышивальщик заинтересовался, занимаясь предметным дизайном. Несмотря на любовь к балкончикам и пилястрам в стиле рококо и барокко, Саша разглядел за обшарпанными авангардными фасадами своеобразную красоту. И расстроился, что о зданиях 20-30х годов прошлого века так плохо заботятся.

– Для меня это огромный пласт нашей истории, страны, культуры. Мне всегда было удивительно, что даже в тяжелые времена создавали такие здания. За советской архитектурой авангарда следил весь мир, все старались ей подражать – сейчас во главе этого направления Швеция и Япония, например. Но теперь, пока весь мир фанатеет от авангарда, у нас ее забывают. Особенно в Петербурге, – говорит Саша.

В коллекции Саши более 240 архитектурных вышивок.

В коллекции Саши более 240 архитектурных вышивок.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

По словам вышивальщика, строгие фасады и формы просто нужно хорошо реставрировать, тогда здания смогут сослужить хорошую службу и в XXI веке. Фабрика «Красное знамя», приводит пример мастер, отреставрирована и выглядит гораздо привлекательнее своих потрепанных временем коллег.

Семья Саши поддерживает его творческое увлечение, старшая пятилетняя дочка даже переняла от папы умение управляться с иглой и нитью и теперь вышивает абстрактные фигуры «в стиле Кандинского». Саша шутит, что передаст дочери по наследству работу над своей архитектурной серией – в Петербурге и мире слишком много зданий, которые можно запечатлеть одному человеку. В планах у мастера немного отойти от вышивок карманного формата и сделать работу покрупнее – прийти с большим тканым холстом к зданиям разрушающихся Ушаковских бань «Гигант» в Кировском районе и вживую вышить их гибнущие фасады. Эти бани, уточняет Саша, построил архитектор Александр Никольский, чье другое детище, стадион имени Кирова, снесли.

Помимо зданий петербуржец вышивает сценки из повседневной жизни, называя это документальной вышивкой. В этой обширной серии на ткани поселяются музыканты, дети, которые лечат кукол и фотографируются для общего снимка в детсаду, бабушка с продуктовой тележкой, актеры из старого кино, мотоциклист и даже такие выдуманные герои, как Годзилла и трансформеры. «Вселенная» этой жизненной серии так же велика, как архитектурной – быт вдохновляет вышивальщика подмечать интересные сюжеты вокруг себя.

Еще один любимый сюжет вышивальщика – жизнь. Саша изображает на ткани бытовые сценки, кадры из фильмов и людей. Фото: архив Саши Браулова

Еще один любимый сюжет вышивальщика – жизнь. Саша изображает на ткани бытовые сценки, кадры из фильмов и людей. Фото: архив Саши Браулова

Косые взгляды на вышивки в своих руках Саша не собирает. По его словам, только несколько раз он услышал в свой адрес грубые комментарии в стиле: «тебе что, больше нечем заняться?». Но на высказывания консервативных людей вышивальщик не реагирует, а просто продолжает свое дело.

– Это глупые предрассудки и ограниченный взгляд на жизнь. То же самое, что говорить ребенку: да ты никогда не сядешь на велосипед. Почему он не сядет? Почему девочка не может заниматься боксом, а мальчик – танцевать балет? Ограниченные предрассудками люди не могут придумать что-то новое, – уверен петербуржец.