Александр ЗАПЕСОЦКИЙ, академик, ректор СПбГУП.
День моего посвящения в пионеры вспоминаю как один из счастливейших в жизни. Это было шестьдесят лет назад, но воспоминания не тускнеют. Ликвидация пионерии была неоправданной - страна многое потеряла.
Ведь что значит слово «пионер»? Это человек, идущий вперед, стремящийся расширять горизонты и быть в авангарде происходящего. Это не связано с какой-либо партийной платформой, актуально для всех времен и народов. Движение пионеров занималось взращиванием в ребенке личности, полезной стране и достойно позиционирующей себя в обществе.
Вот почему, кстати, «Большая перемена» - новое название для молодежного движения - мне нравится гораздо меньше. Конечно, оно несет пафос перемен. Но школьники будут воспринимать это словосочетание не иначе, как время развлечься и побузить. Разве такой посыл должно нести название общественно-значимой молодежной организации?
Так зачем изобретать велосипед? Лучше восстановить. Современное пионерское движение в принципе ничем не должно отличаться от советского, разве что надо разгрузить его от коммунистической терминологии. Главная задача - помочь детям достойно повзрослеть и войти в мир взрослых ценностей, настоящей российской культуры.
Можно назвать это школой добрых дел: основная цель - научить маленького человека отличать добро от зла. Пионерское движение - символ достоинства ребенка, которое обретается через добрые дела. Идея пользы и бескорыстной помощи ближнему была актуальна тысячелетие назад и актуальна сегодня. Коммунизм ушел в прежнем его понимании, но человеческие отношения остались, и они должны быть построены на принципах добра и уважения. Главная задача государства в вопросе воспитания детей - вырастить людей, для которых личные интересы связаны с общественными, а личное счастье обретается через служение общему добру.
В постсоветский период проблематика воспитания искоренялась из деятельности образовательных организаций. Но образование, как известно с античности, состоит из воспитания и обучения. Членство в пионерии помогало решать и учебные задачи. Дети-пионеры учились лучше. Им задавали правильные ориентиры, образцы для подражания.
Надо ли восстановить пионерскую организацию? Жизнь заставит. Стоит возродить абсолютно все, что доказало эффективность в советское время. Это не возвращение к прошлому, а опора на достижения прошлого во имя настоящего. Стоит осовременить и движения октябрят, комсомольцев (здесь, конечно, нужны новые названия). И двигаться дальше, в лучшее будущее.