Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+24°
Boom metrics
Звезды7 июня 2022 15:50

Заслуженная артистка России Татьяна Ткач: Главная задача актера – оправдать задуманное режиссером

В преддверии своего юбилея Татьяна Петровна рассказала, как попасть в ТЮЗ к Корогодскому и как слепить пельмени во время спектакля
Оливия ЛАНКАСТЕР
Татьяна Ткач больше 40 лет служит в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. Фото: предоставлено ТЮЗ

Татьяна Ткач больше 40 лет служит в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. Фото: предоставлено ТЮЗ

Потрясающая энергетика, невероятная харизма, балетная грациозность и аристократичная внешность – Заслуженная артистка России Татьяна Ткач уже больше 40 лет служит в ТЮЗе им. А.А. Брянцева и сыграла за это время около полусотни разноплановых ролей. В этом году Татьяна Петровна отмечает свой юбилей.

- Как судьба привела вас на сцену?

- По-моему все девочки мечтают там оказаться. В детстве я очень любила танцевать, да и сейчас люблю. А еще любила читать стихи. В школе моя учительница литературы Эльвира Михайловна мне говорила «Ну, актрисой будешь!» Я участвовала в художественной самодеятельности, играла на пианино - оттуда, наверное, все и пошло. Потом я поступила в музыкальное училище, и при этом тайно бегала в театральное к педагогу Виктору Борисовичу Мерецкому. В результате получила диплом театральной актрисы.

- Какие качества характера помогли вам стать актрисой?

- Я азартная и не люблю проигрывать, а еще люблю работать. Когда я пришла в ТЮЗ, посмотрела весь репертуар и поняла, в каких спектаклях я бы очень хотела играть. И я эти спектакли знала досконально. Я очень хотела играть мисс Вессон в спектакле «Месс - Менд», но это была роль Антонины Шурановой. Пришел момент, когда Антонина Николаевна сама решила, что больше не будет играть ее. Я отлично знала эту роль и успешно сыграла ее.

- Вы человек со стержнем, а профессия актера считается очень зависимой - ты должен делать то, что скажет режиссер. Как сильный человек может быть подчиненным?

- У каждого творца свое видение и спектакля и роли. Когда приходит новый режиссер, я же не знаю его потенциала. Может, он невероятно талантливый, мыслит по-особому. Поэтому я всегда делаю то, о чем меня просят, и не сопротивляюсь никакому режиссеру. Мне кажется, окончательные выводы о том, что удалось, а что нет, можно делать только когда выйдет спектакль. Актерская профессия - это одно, а режиссерская – совсем другое. Главная задача актера – сделать своим все, что тебе предлагает режиссер, оправдать задуманное им.

- А как это выглядит в жизни?

- У нас был спектакль «Гроза» по пьесе Островского. Трактовка режиссера была неожиданной. Вся сцена была шахтой, Катерина щеголяла в летчицком комбинезоне, а старая барыня работала кочегаром и постоянно подбрасывала уголь в вагонетку. До меня ее играла другая актриса. На спине у нее был горб, она была одета в какую-то телогрейку, ватные штаны и грубые ботинки. Когда эту роль начала играть я, прежде всего, убрала горб. Потом перетянула телогрейку офицерским широким ремнем, и у меня сразу появилась талия. А сверху я накинула темно-коричневую кружевную шаль. Возможно, зрители и не заметили разницы, но для меня это было очень важно. Ведь это хоть и старая, но барыня, а это к чему-то обязывает!

- Как вы убедили Корогодского взять вас в ТЮЗ? Он же брал в театр только своих учеников?

- Я просто подошла к нему и сказала: «Зиновий Яковлевич, я хочу показаться!» Сначала он отказывался, но я не отступила и как-то смогла его убедить. Даже не знаю, откуда у меня тогда взялось нахальство, но оно сработало. Корогодский назначил худсовет, который должен был решить, подхожу я или нет. Показываться надо было с кем-то в паре. Я позвонила актеру ТЮЗа Леониду Михайловскому и попросила мне помочь. Он согласился. Смотрели нас очень серьезно. Мы играли сцены из спектаклей, я читала басню, танцевала, даже пыталась что-то спеть, хотя пение это не совсем мое. В результате получился полноценный экзамен в театральный институт, который я с успехом сдала.

- Вы проработали в ТЮЗе последние пять лет эпохи Корогодского. Не было ли чувства, что вы все-таки извне?

- Никогда. Первое, что сделал Зиновий Яковлевич, ввел меня в дипломный спектакль того курса, где учились наши Валерий Дьяченко и Мария Соснякова. Это были «Чудаки» по Горькому. Я там играла сразу две главные роли - Ольгу и Елену. А потом я действительно была занята во всех его спектаклях. Была такая постановка «Побега не будет» где сразу шесть женских ролей. Я сначала не была назначена ни на одну из них, а где-то за полторы недели до премьеры он всех убрал и ввел меня на все шесть ролей!

Актриса сыграла около полусотни разноплановых ролей. Фото: предоставлено ТЮЗ

Актриса сыграла около полусотни разноплановых ролей. Фото: предоставлено ТЮЗ

- В театре есть условные «старики» и условная «молодежь». Как поколения взаимодействуют друг с другом?

- Прекрасно! Я люблю всех наших молодых артистов. Они пришли в этот театр, в эти стены, и я просто обязана им что-то передать. Даже не в смысле актерства, а в житейском плане. Так же, как в свое время мне что-то передали предыдущие «старики». У нас был гениальный спектакль «Сказки Пушкина». Весь женский коллектив выходил и играл море. Меня и сейчас если разбудить ночью, я смогу в точности воспроизвести все движения, которые мы там выполняли. Нас курировала легендарная ТЮЗовская актриса Вера Марковна Сонина. Как же она на нас кричала, когда пыталась до нас что-то донести! Не затем, чтобы нас унизить, а для того, чтобы научить нас ответственному и осознанному поведению на сцене. Мы, нынешние «старики», тоже всей душой болеем за нашу новую смену и стараемся им во всем помогать – отсматриваем все новые спектакли, даем профессиональные советы, репетируем с молодыми артистами трудные куски. Главное, что отличает наш ТЮЗ - особое актерское братство, которое проявляется в доброжелательности, взаимопомощи, поддержке друг друга всегда и во всем. Эти традиции мы свято блюдем и передаем нашей молодежи.

- Не могу записать вас в «старики» с вашей активностью и жизнелюбием. В чем кроется секрет?

- Я стараюсь относиться к себе с юмором. Люблю пошутить и даже немного выйти за рамки привычного. Мне кажется, это отличительное актерское качество. Однажды мы играли «Конька-горбунка». Ко мне подошла моя подруга, заслуженная артистка России Лиана Жвания и говорит: «Таня, я знаю, ты прекрасно готовишь. Я сегодня иду в гости, там будут важные люди. Я им пообещала пельмени, естественно не магазинные, а домашние. У меня все с собой - фарш, мука, бутылка, чтобы раскатывать тесто. Надо лепить!». Я ей отвечаю: «Лиана, у нас спектакль вообще-то. Да и потом, если мы их налепим, куда ты их денешь, они же должны быть в холоде». А она мне: «Не переживай, я их в снег во дворе положу». И представляете, мы налепили пельменей прямо в гримерке в перерывах между нашими выходами на сцену! На следующий день Лиана меня очень благодарила. Пельмени имели невероятный успех, и она вместе с ними! Такие забавные истории помогают актеру сберечь детское мировосприятие, которое является неотъемлемой частью нашей профессии. Сохранять бодрость духа мне также помогают занятия фитнесом - я хожу в спортивный зал, регулярно плаваю в бассейне. А еще я вожу автомобиль. Кстати, впервые за руль я села в пятьдесят лет и невероятно горжусь этим.

- На что надо сегодня идти в ТЮЗ?

- В ТЮЗе можно смотреть все. У нас в труппе замечательные актеры и есть прекрасные спектакли. Вы всегда найдете, что-то для себя. Постановки на любой вкус и возраст. ТЮЗ это театр для людей в возрасте от шести до семидесяти лет. Мне, например, очень нравится спектакль «Зимняя сказка», которую Уланбек Баялиев поставил по поздней пьесе Шекспира. Там отличные актерские работы, интересная, эффектная сценография. Я его несколько раз смотрела - и у нас на Большой сцене и на гастролях. Прекрасные молодежные спектакли болгарского режиссера Александра Морфова «Ромео и Джульетта» и «Антигона», «Обрыв» Анатолия Ледуховского, «Плыл кораблик белопарусный» Марии Критской. Поэтому мне кажется, в ТЮЗ надо обязательно ходить за новыми впечатлениями и пищей для ума и души.

- В чем секрет многолетнего успеха ТЮЗа? Как театру удается не только сохранять постоянных зрителей, но и все время привлекать новых?

- В потрясающей команде, которая сложилась в ТЮЗе. Актеры, режиссеры, администрация, работники закулисья, мы все - единый слаженный организм. Нас объединяет творческий дух, сложившийся за век существования театра, и желание поделиться им с нашими зрителями. Наш директор Светлана Васильевна Лаврецова – фантастическая женщина. Она постоянно фонтанирует идеями, изобретает что-то яркое, необычное. Телепроект о патриотическом воспитании молодежи «Герои нашего времени», художественный проект «Театр глазами детей», потрясающие фестивали, которыми славится ТЮЗ – международный театральный фестиваль «Радуга», «Брянцевский фестиваль», «Б`АРТО» - это ее детища. Светлана Васильевна все время привлекает интересных режиссеров, придумывает новые проекты, которые выводят ТЮЗ на совершенно невероятный уровень. Благодаря ей, мы объездили с гастролями огромное количество городов России и множество зарубежных стран. ТЮЗ им.А.А.Брянцева знают в Англии, Германии, Франции, Италии, Китае, Сербии, странах Балтии. ТЮЗ уникальный театр и это надо видеть своими глазами. Поэтому я всех приглашаю в наш театр!