Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Звезды14 июня 2022 14:43

Светлана Крючкова: «Некоторые стихи не читаю, чтобы написанное в них, не повторилось со мной»

В БДТ состоялась премьера «Привидений» в постановке Романа Мархолиа. Актриса не могла решиться на этот спектакль 10 лет
В постановке Светлана Крючкова играет вдову Фру Алвинг. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

В постановке Светлана Крючкова играет вдову Фру Алвинг. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова под занавес сезона выпустил премьеру спектакля «Привидения» со Светланой Крючковой, которая много лет не решалась сыграть в нем главную роль.

До сих пор не пришла в себя

Это не просто семейная драма про «скелеты в шкафу», а одно из самых мрачных произведений норвежского драматурга Генрика Ибсена, где исследуется процесс разрушения семьи, существование которой построено на лжи. Пьеса, написанная в 1881 году, имеет богатую историю постановок по всему миру и по-прежнему не утратила актуальности.

Дуэт режиссера Романа Мархолиа и Светланы Крючковой сложился не впервые. Совместно они уже выпустили в БДТ два спектакля «Игрок» и «Жизнь впереди». По словам режиссера, поставить «Привидения» было его давнишней мечтой и разговор с актрисой об этом начался еще лет десять назад. Но Светлане Николаевне нужно было время, чтобы набраться смелости. Столь сложный материал, сопоставимый с софокловским «Царем Эдипом», требует откровения и беспощадности к себе.

Сценограф и художник по свету Владимир Ковальчук с помощью контрастов создает на площадке хичкоковский саспенс. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

Сценограф и художник по свету Владимир Ковальчук с помощью контрастов создает на площадке хичкоковский саспенс. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

- Я сказала, что не буду это играть, потому что жанр пьесы не мой, - призналась Светлана Крючкова. - Это история о трагической судьбе женщины. А у меня два сына и я всегда боюсь, что сюжет наложится на мою жизнь. Даже когда делаю стихотворные спектакли, некоторые стихи не читаю, чтобы написанное в них, не повторилось со мной. Но в итоге я доверилась режиссеру. До сих пор еще не пришла в себя после премьерных показов, но не жалею.

В центре сюжета - ее героиня - вдова Фру Алвинг. Она строит детский приют в честь покойного «идеального» мужа, который на самом деле был алкашом и повесой. Сама же влюблена в пастора Мандерса (Игорь Волков) и ждет его приезда. Но домой возвращается после долгой разлуки и сын Освальд (Иван Федорук), наивно верящий в фальшивый идеал отца и страдающий наследственным заболеванием… Вся правда откроется в последней сцене, но никого уже не спасет. Даже приют сгорит дотла.

- Темы, всплывающие в пьесе, - родовое проклятье, любовь брата и сестры, грехи отцов и возмездие рока поистине трагические. Такой накал страстей требует совершенной актерской техники и богатого арсенала профессиональных возможностей. Светлана Николаевна в этой роли открывает себя совершенно в новом качестве. Она здесь настоящая трагическая актриса, играет современно, мощно и чрезвычайно откровенно, - говорит режиссер Роман Мархолиа.

Бесовские танцы на поле для керлинга

Все действие - это всего один день, который становится судьбоносным для каждого персонажа. На сцене оживут все обиды и невыраженные чувства, вся боль минувших лет, все привидения…

Сценограф и художник по свету Владимир Ковальчук с помощью контрастов создает на площадке хичкоковский саспенс. В сценографии нет и намека на теплоту домашнего очага: аскетичный интерьер, строгий белый диван, маленький круглый столик, пара стульев, вешалка и кресло-качалка. Но повсюду расставлены шляпы ведьм (дорожные конусы), видимо, символизирующие запреты. Между выяснениями отношений героев то на стенах в виде проекций, то в реальности появляются призраки прошлого, а в проеме двери маячат кроваво-красные качели, нагнетая обстановку. В красных одеждах является домочадцам и тень покойного отца (Денис Борисенко).

Все действие - это всего один день, который становится судьбоносным для каждого персонажа. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

Все действие - это всего один день, который становится судьбоносным для каждого персонажа. Фото: Стас Левшин/предоставлено БТД

Ритмическими перебивками психологически напряженных диалогов становятся бесовские танцы со швабрами на поле для керлинга. Артисты на роликовых коньках и в эффектных костюмах летают по сцене, натирая ледовую полосу для игры (хореограф Антон Косов, художник по костюмам Фагиля Сельская). Гранитный снаряд движется, как неотвратимое действие рока.

Скрупулезно подбирался костюм главной героини, а также ее парик и грим (художник по гриму Павел Беткер). Монументальный образ фру Алвинг получился строгим и очень современным.

Зал соскучился по чему-то настоящему

В спектакле заняты ведущие молодые актеры БДТ - Полина Толстун, Яна Савицкая, Сергей Стукалов, Иван Федорук. Все они работали в других постановках и с режиссером, и со Светланой Крючковой. Репетировали азартно, искали грани возможного в чуткости к друг другу и понимании целого.

- Новым лицом нашей команды стал премьер Александринского театра Игорь Волков, - отмечает Роман Мархолиа. - Он для меня настоящее открытие. И у Светланы Николаевны, мне кажется, давно не было такого партнера на сцене. Они равновеликие.

Главный нерв «Привидений» - Освальд. Эту роль играли выдающиеся актеры мировой сцены. По сложности она сопоставима с Гамлетом. Для Ивана Федорука Освальд стал настоящим вызовом. Амплитуда страстей заставила его идти в неизведанное и рисковать.

- Получилось найти болевые точки, понять почему у него так много претензий к матери, которую он обвиняет в своих бедах и кричит, что не любит. На самом деле, любит, но это просто предсмертная агония, которую он пытается оттянуть. Светлана Николаевна невероятный партнер, многие вещи в спектакле я понял благодаря ей, - рассказал Иван Федорук.

Режиссер убежден, что при сегодняшнем колоссальном изменении в мире, невероятной турбулентности, огромном количестве внешних событий, мы испытываем потребность сосредоточиться и посмотреть внутрь себя. Все внешние катастрофы в мире - следствия внутреннего разлада. «Привидения» об этом. Герои пьесы вынуждены увидеть бездну в собственной душе, пройти очищение смертью, рассветом, Солнцем.

- Я увидела, как зал соскучился по чему-то настоящему. Зрители сидели и не дышали, наблюдали внимательнейшим образом за каждым из нас. Одна театралка мне потом сказала: «Наконец-то вернулся старый добрый психологический театр с настоящими чувствами и страстями», - поделилась Светлана Крючкова.

Психологический театр снова в моде. Это знак времени. Ближайший показ «Привидений» на Большой сцене театра 9 июля.