Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды21 ноября 2022 15:42

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов: «Мы работаем для всех, но деньги достаются в борьбе»

Медиаменеджер рассказал, кто может претендовать на государственный грант для воплощения своей мечты, а также почему нельзя тянуть с заявкой до последнего дня
В эфире «Радио Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» 92.0 FM побывал гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

В эфире «Радио Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» 92.0 FM побывал гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Фото: Артем КИЛЬКИН

— Поговорим о поддержке культуры в наше сложное время. Роман Владимирович, 36 миллиардов рублей, на такую сумму претендуют творческие коллективы из 85 регионов страны, а количество принятых заявок 9 тысяч. Так?

— Почти 9 тысяч творческих инициатив было направлено на первый конкурс 2023 года. Фонд завершил прием заявок 17 ноября. Общая сумма поддержки всего 4 млрд, а заявок подано на 36. В самом первом конкурсе в прошлом году, для сравнения, было подано на 84 из возможных 3,5 млрд рублей.

— То есть накал страстей снизился. Люди стали соизмерять свои запросы с возможностями Президентского фонда культурных инициатив?

— Четыре тысячи проектов мы уже поддержали. Те, кто подавался на самый первый конкурс, участвовали и в следующих, но кто-то, к примеру, получил помощь только с четвертой попытки. Сейчас есть ощущение реальности у заявителей — появился опыт, люди стали понимать, на что могут рассчитывать. Все меньше приходит заявок с «раздутыми» бюджетами, когда хотят всего, побольше и сразу. У нас на одном из конкурсов был запрос по бюджету на 4 млрд рублей.

Типы проектов участников можно посмотреть на сайте Фонда.

Типы проектов участников можно посмотреть на сайте Фонда.

— То есть это не та история, когда фонд выдает деньги по щелчку пальцев любому желающему и в любом количестве?

— Мы работаем для всех. В фонд могут подавать заявки и негосударственные некоммерческие организации, и муниципальные учреждения (кроме казенных), и коммерческие организации, и индивидуальные предприниматели. В принципе любой желающий, у кого есть интересная идея, может поучаствовать в конкурсе, но деньги достаются в борьбе. Мы поддерживаем каждый 8 — 9-й проект, и зависит это от того, насколько человек захотел справиться с заявкой, потому что между понятиями «иметь желание» и «сделать» есть большая разница. Хотят очень многие получить средства на свои проекты, а вот так, чтобы сесть, изучить все документы, оформить все правильно, чтобы эксперты смогли оценить проект по достоинству, — это делают далеко не все. Тех, кто скачивает и изучает все документы — положение о конкурсе, рекомендации, слушают подкасты, — таких немного. Но с каждой новой «волной», число людей, подающих заявки, увеличивается, потому многие уже прошли этот путь и получили опыт.

— Фонд возник в разгар пандемии, в мае 2021 года по Указу Президента. Зачем все это было нужно тогда?

— Люди, связанные с культурой и искусством, оказались в тяжелейшем положении. Большинство мероприятий было отменено, занятость резко снизилась. Не было условий, чтобы давать концерты, спектакли и т.д., поэтому фонд появился для поддержки. У нас так в Уставе и написано — целью деятельности является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Вот мы и реализуем цель и задачи, ради которых он был учрежден.

— Вы поддержали 4 тысячи проектов по всей стране, каковы результаты?

— Например, в первой волне у нас победила «Школа анимации» (прим.: проект «Анимационный кластер Хабаровского края») в Хабаровске. Дети получили возможность заниматься мультипликацией. Такой возможности раньше в крае не было. Теперь для того, чтобы обучиться, не нужно уезжать из региона, где работает очень популярная профессиональная студия «Мечталёт». То есть дети, отучившиеся в школе анимации, со временем пойдут туда работать. Студия растет, развивается, производит мультфильмы, продает их на азиатский и российский рынки, соответственно, деньги идут в бюджет Хабаровского края. Вот это экономический итог всей истории.

Еще один пример, в московском Манеже проходила выставка-байопик «Виктор Цой: путь героя». Огромная выставка, пять залов. Она продлевалась несколько раз. Фондом было выделено на ее организацию около 37 млн рублей. По итогу через полгода вся эта сумма вернулась в бюджет в форме разных начислений. То есть это деньги, которые не просто поддерживают творческих людей, но и работают на экономику страны. Очень много разных итогов. Бывают случаи, когда люди меняют свою жизнь с помощью этих грантов. Ты можешь работать где угодно, иметь мечту, связанную с творчеством (снять фильм, открыть студию, поставить спектакль), но раньше на эти цели деньги было взять негде. Сейчас есть фонд.

Президентский Фонд культурных инициатив, по словам Карманова, поддерживает каждый 8-9 проект.

Президентский Фонд культурных инициатив, по словам Карманова, поддерживает каждый 8-9 проект.

Фото: Артем КИЛЬКИН

— Есть еще примеры, которые можно по праву назвать историей успеха?

— Среди проектов-победителей прошлых «волн» можно отметить достаточно много успехов, приведу несколько из них — выставку «Дивование. Открытие Севера», она рассказывает о наследии Русского Севера и Каргополья, продлили на несколько месяцев из-за высокой популярности экспозиции; в Санкт-Петербурге успешно прошел джазовый фестиваль «Белые ночи в Купчино», со следующего года он обретет более высокий статус; VR-реконструкция РИА Новости вошла в число знаковых медиапроектов 2022 года (презентация состоялась 20 и 21 ноября в Москве); фильм «Первый Оскар» в первые дни после выхода возглавил рейтинги кинопроката в России и странах СНГ, а «Петр I. Последний царь и первый император», собрал 63 млн рублей в прокате в первые выходные после премьеры, поставил рекорд и по заполняемости залов и, по некоторым оценкам, стал одним из самых кассовых неигровых фильмов в истории российского кинематографа. Мультимедийную выставку-погружение «Петр Великий. Рождение империи», поддержанную фондом, лично посетил Владимир Владимирович Путин.

— Какие направления рассматриваются?

— Самые разные. Образовательные идеи, фестивальные проекты, форумы, архитектура, урбанистика, мода, пиар-технологии, компьютерные игры, классическое академическое искусство, наставнические проекты и проекты в области популярной культуры, различные стартапы и так далее. Вот, например, «Смешарики» выпустили на деньги фонда сериал о народах России.

— Где со всеми проектами можно познакомиться?

— На сайте Президентского фонда культурных инициатив выложены все проекты. И профинансированные, и непрофинансированные. Они лежат в открытом доступе. Их можно почитать, изучить. Обычно проигрывают заявки низкого качества.

— А судьи кто?

— Одну заявку оценивают два эксперта из разных регионов, не зная о существовании друг друга. Все критерии четко прописаны в задании, и главное — их учесть и соблюсти.

— Какой-нибудь сельский клуб может претендовать на грант?

— Конечно, и сельский клуб, и сельский музей, и сельская библиотека. 30 процентов грантов фонда отдаются муниципальным учреждениям. И, кстати, очень интересные делают проекты.

— У вас там заявлено такое направление, как «Место силы». О чем идет речь?

— Например, Калужская область, восстановление Сада Ракицкого. Запущенное имение недалеко от Калуги превратилось благодаря гранту в центр культуры, место притяжения людей, а значит, и в место силы. И такая инициатива оживляет все вокруг, у нас таких примеров довольно много.

Гендиректор Культурного фонда президентских инициатив Роман Карманов, генеральный директор и главный редактор "Комсомолки в Петербурге" Ирина Жеглова, главный редактор Радио "Комсомольская правда в Петербурге" Дмитрий Делинский.

Гендиректор Культурного фонда президентских инициатив Роман Карманов, генеральный директор и главный редактор "Комсомолки в Петербурге" Ирина Жеглова, главный редактор Радио "Комсомольская правда в Петербурге" Дмитрий Делинский.

Фото: Артем КИЛЬКИН

— На какое количество грантов может претендовать один отдельно взятый регион?

— Никаких квот на регионы нет. Но аналитика уже есть — в среднем, мы поддерживаем процентов десять-одиннадцать от тех проектов, которые регионом подаются. Нет такой задачи, но так уже сложилась статистика. Скажем, подал регион 200 заявок, из них 20 — 25 будут поддержаны. Подал 500, могут одобрить около 50. Это, конечно, очень условно, повторюсь, усредненные цифры. Большим плюсом является то, что свой проект не надо согласовывать с местными властями. Личные инициативы коллективов сами по себе способствуют обновлению культуры в регионе. Жизнь становится интереснее.

— Первый этап приема заявок на 2023 год закрыт. Что будет дальше?

— Будет еще два этапа — летний и осенний. Всего на будущий год выделено 10 миллиардов, 4 будут потрачены на гранты первого этапа.

— То есть те коллективы, которые не знали, не хотели или опасались, смело могут начинать готовиться к подаче заявок на весну будущего года?

— Совершенно верно. Мы сейчас запустили такую полезную функцию на сайте, как тренажер заявки. Нужно зарегистрироваться, а потом можно потренироваться в создании, заполнении заявки, до того, как будет объявлена новая «волна». Это даёт дополнительное время для подготовки. Очень часто люди проигрывают, потому что делают все в последний день, новая функция позволяет еще более осмысленно подойти к участию в конкурсе.

Цифры:

Подано на 8 конкурсов — 44 389 заявок из 85 субъектов РФ

Суммарная сумма смет заявителей — 220 410 739 940 руб.

Поддержано за 7 конкурсов — 4 064 проектов из 84 субъектов РФ

Сумма поддержки составила 11 846 633 253 руб.

Софинансирование, предложенное авторами проектов и их партнерами — 9 493 010 035 руб.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Вредно не мечтать: Как за счет государства воплотить в жизнь желание сделать что-то хорошее