Когда кони вернутся на Дворцовую - неизвестно.
Фото: Артем КИЛЬКИН
Дворцовая площадь в Петербурге вот уже больше двух месяцев закрыта для упряжек с каретами, катающих туристов. Когда запрет будет снят - непонятно, так как расследование ЧП, произошедшего у Эрмитажа 2 января, продолжается. Напомним, в январские каникулы пьяный пешеход попытался оседлать коня, а животное от испуга дернулось и рвануло в толпу. Пострадали трое человек, в том числе двое детей. К сожалению, это далеко не первый случай с каретами на Дворцовой. Несколько лет назад под копыта коней попал велосипедист, а в 2007 году в ДТП трагически погибла 5-летняя дочь на тот момент мэра Сочи Виктора Колодяжного.
Отсюда каждый день лошадки выходят на работу.
Фото: Нина КУВАЕВА
«Комсомолка» решила выяснить, как работает прокатная фирма, доставляющая на Дворцовую кареты с лошадками. С корреспондентом spb.kp.ru на условиях анонимности согласилась поговорить одна из девушек (назовем ее Елена), до недавнего времени работавшая там волонтером. Она рассказала о содержании и здоровье коней, о том, сколько на них зарабатывают и какие проблемы существуют на конюшне.
РЫСЬЮ НА ДВОРЦОВУЮ
Пристанище белогривых находится на Старообрядческой улице: по конским меркам до сердца Петербурга - рукой подать! А если по-нашему – 7 километров, которые лошади преодолевают на своих четырех.
Парковка карет.
Фото: Нина КУВАЕВА
Конюшня представляет из себя большой амбар, в котором бурлит жизнь семнадцати копытных Петербурга. Внутри ощущение полного запустения - кирпичные стены местами сложены на честное слово, а где-то вовсе замазаны не самой лучшей глиной с песком. С потолка свисают подозрительные веревки, с которых чуть ли не до макушки коней тянется густая старая паутина. Денники тут условные: это небольшие загоны, словно под убой, сооруженные из металлических балок и прикрытые фанерой. Возможно ли тут нормально отдыхать лошадям после многочасовых и, порой, стрессовых покатушек в центре шумного города, - большой вопрос. Но другого эти животные, к сожалению, и не видели.
- День лошадей начинается с завтрака в 5:30 - даем воду, сено и комбикорм, - рассказала о порядке дня волонтер конюшни. - После этого - по сменам - коней отправляют на работу, катать туристов. Работка тяжелая, домой возвращаются они только под вечер, но за это им полагается четыре дня отдыха.
У лошадок все по расписанию!
Фото: Нина КУВАЕВА
Хозяевам есть резон беречь животных: за полчаса одна лошадка может заработать около 5-7 тысяч рублей, а в конюшне их, напомним 17.
- В летние и зимние каникулы на Дворцовую выезжало 5-6 карет, в обычные дни по 2-3 повозки отправляли, - добавляет девушка.
Всех 17 голов обслуживает бригада из 15 человек - за каждым из работников закреплены определенные животные. Один отвозит их на площадь, другие кормят, третьи чистят стойла и т.д.
Условия не из лучших, но лошади сыты и в тепле.
Фото: Нина КУВАЕВА
Владелец конюшни – Александр Ивахнов, по совместительству главный коваль легендарных лошадей. Только вот по факту управляет «ВАЛКиТом» не он, а его сын Филипп: его и работники больше жалуют, судя по разговорам.
- Он молодой мужчина, всегда интересуется делами, животными, а еще справедливый, - говорят на конюшне. - После того ЧП 2 января он защищал наездницу, которую в начале обвиняли в том, что она и сама была не трезвая. Как было на самом деле - мы не знаем, но она больше здесь не появлялась. Думаю, ее уволили, ведь до этого она уже была в центре скандала у нас. Поругалась с одной из своих коллег и начала мстить - лупить коней той девочки. Все это отследили по камерами, выписали ей штраф. Но, видите, все равно в итоге попрощались с ней.
Помещению не помешал бы ремонт.
Фото: Нина КУВАЕВА
РАБОТАЮТ КАК ЛОШАДИ
За все время пребывания на конюшне, по словам волонтера, она ни разу не заметила, что дворцовые лошади чувствуют себя заезженными. Встречают дружными кивками, выманивая угощение, максимально тянутся к человеку.
- Да я бы сама так мечтала жить, - рассмеялась одна из сотрудниц, которая рассказывала, как у лошадей все устроено. - У них два завтрака, три обеда - и все, согласно расписанию! Ничего лишнего давать нельзя, чтобы не заболели. Но некоторые очень наглые особы. Я как-то раз себе наггетсы приготовила, чтобы поесть после работы, вывела пони, отошла на пару минут, возвращаюсь – а он все съел! Ни одной штучки не оставил.
Лошадки добродушные.
Фото: Нина КУВАЕВА
При том, что устроиться волонтерить в конюшню проще простого, лишних людей здесь практически нет. Все очень трепетно относятся к своим подопечным и готовы часами говорить о них.
- Тристан у нас любит ласку, Марку нравятся люди, Ландыш своенравный – кому-то дает себя гладить, кому-то нет, с Дакотой у нас вообще отношения доверительные! Она никого обычно не слушает, но, если я ее зову, – бежит, аж копыта сверкают! - представила всю компанию Елена (имя сотрудника изменено, - примеч.Авт.).
Стать новым жильцом дворцовой конюшни не так-то просто. Почти все лошадки тут числятся много лет и работают всю жизнь. Но есть исключения. Как, например, две сестрички, которые попали сюда случайно: их владелец, по словам сотрудников, выкупил красавиц у какого-то конного завода. Когда предприятие закрывали, лошадей хотели отправить на убой, но Ивахнов-старший их спас.
За содержанием лошадок тщательно следят.
Фото: Нина КУВАЕВА
- Но вот недавно нас покинул старейший конь по кличке Буян, - вздыхает Елена. - Умер из-за коликов, ему было 37 лет!
Буяна на конюшне и правда нет, при этом руководство как-то заявляло, что старичок на самом деле жив и проводит свою пенсию на ферме.
У конюшни есть место для прогулки.
Фото: Нина КУВАЕВА
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
Несмотря на то, что въезд на Дворцовую для лошадок сейчас закрыт, работать они не перестали. Также катают туристов, но по измененному маршруту - до Невского и Садовой.
- Добираться нам теперь ближе - 5 км от конюшни, а не 7, как раньше, - отмечает Елена. - Думаем, что в итоге нам все равно разрешат стоять на Дворцовой. Нужно просто подождать, пока история уляжется. На самом деле все кони у нас спокойные, и это ЧП 2 января стало для всех неожиданностью. Мы всегда стараемся минимизировать контакты с пьяным клиентом, не катаем таких, сколько бы денег не предложил. А тут мужчина как с цепи сорвался... Наездница просто ничего не успела сделать.
За каждой лошадью закреплен свой волонтер.
Фото: Нина КУВАЕВА
- А много денег потеряли из-за того, что на Дворцовой не стоите? - уточняю.
- Конечно... Но у хозяев вроде есть сбережения, так что на корм лошадкам на первое время хватит. Другой вопрос, если нам все-таки навсегда запретят базироваться у Эрмитажа...
Кони ориентированы на дружбу с человеком.
Фото: Нина КУВАЕВА