Строительства моста начнется в 2023 году. Фото: КРТИ
Проект Большого Смоленского моста, который проляжет через Неву в Невском районе, начинает обрастать подробностями. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) опубликовал акт с результатами историко-культурной экспертизы района. В нем специалисты отчитались о том, какие исторически ценные дома попали в зону будущего строительства, какие здания точно снесут и какими характеристиками будет обладать будущая переправа.
Необходимость в новом разводном мосте на самом длинном отрезке Невы в черте города видели еще в прошлом веке. В промежутке между Володарским мостом и мостом Александра Невского (а это, к слову, почти 9 километров) нет других переправ, которые соединяли бы Невский и Красногвардейский районы Петербурга в обход центра. Не считая Финляндского, да и тот работает только для поездов.
- Строительство новой транспортной магистрали обусловлено исчерпанием пропускной способности существующих дуговых магистралей, обслуживающих широтные транспортные связи южной планировочной зоны Санкт-Петербурга, - отмечается в акте.
Большой Смоленский мост намерены строить в створе его проспекта-тезки и улицы Коллонтай на участке от проспекта Обуховской Обороны до Дальневосточного. Переправа свяжется развязками с упомянутыми проспектами, а также с Октябрьской набережной. Мост превратят в полноценную городскую магистраль, по которой будут курсировать не только автомобили и автобусы, но также велосипеды и трамваи – по полотну проложат рельсы и нарисуют велодорожки.
Переправа будет разводной, двукрылой. Необходимость в еще одном мосте через Неву видели еще в прошлом веке. Фото: КРТИ
В ДВА ПОДХОДА
Первый этап строительства затронет период 2023-2025 годов. Специалисты подготовят территорию под стройку, снесут несколько мешающих строений и сооружений, зеленые насаждения. Земельные участки в зоне работ выкупят и изымут, а инженерные коммуникации переустроят. В этот период над водой вырастет разводная двукрылая переправа, пролеты которой обещают быть похожими на другие мосты через Неву. Концы мостового полотна свяжут съездами с проспектом Обуховской Обороны, Октябрьской набережной, Дальневосточным проспектом. Дополнительно на участке от подключения моста к Обуховской Обороны до Перевозной набережной построят Ситцевый переулок. И начнут прокладывать трамвайные пути от улицы Бабушкина до Дальневосточного проспекта.
Подробностей о втором этапе в документе мало. Но точно известно, что вплоть до 2028 года по мосту продолжат протягивать трамвайные пути и продолжать строить развязки на правом берегу.
ОХРАНЯТЬ – НЕ ОХРАНЯТЬ
Как гласит документ с актом, «участок, на котором планируется строительство <…>, расположен за пределами исторического центра» города. Эксперты подчеркнули, что выбранная территория с историческим ядром Петербурга не имеет связей: ни визуальных, ни композиционных. А потому имидж района без сожалений изменят.
Недолго жить осталось восьми зданиям на левой части Октябрьской набережной: домам №44А, 48А, 54А, 56А, 60А, 68А, 69В и 71А. Пером губернатора их судьбу велели решить сносом.
Близко к зоне строительства живут пять зданий-памятников: «Особняк» на Обуховской Обороны, 59, «Прокатная и сталелитейная мастерская «Невского железопрокатного завода» на Обуховской обороны, 38, участок Октябрьской набережной на правом берегу Невы от устья Утки до Финляндского ж/д моста, а также «Два жилых дома Невского химкомбината» на Октябрьской набережной, 22 и 26 корпус 1.
Объекты культурного наследия, заверили специалисты экспертизы, никак не пострадают в ходе работ. Здания под снос расположены достаточно далеко от памятников – как минимум на 30 положенных метров. При такой дистанции «геотехническое влияние пренебрежимо мало».
После первого этапа работ по мосту пустят автомобильное движение. После второго, в 2028 году, запустят еще и трамваи. Фото: КГИОП
СРОКИ УДИВЛЯЮТ
По мнению Владимира Валдина, директора по решениям в области общественного транспорта SIMETRA, в Петербурге никогда не строили мосты такими шустрыми темпами. В мире, может, и есть примеры постройки переправ за два года, но последний из разводных петербургских мостов – Кантемировский, возводили 3 года. Хотя, полагает эксперт, технологии за несколько десятилетий могли хорошо шагнуть вперед, а значит и сроки нового строительства утвердили неспроста.
В важности новой переправы эксперт не сомневается.
- В городе очень плохо со связанностью. У нас есть большие районы, которые находятся друг с другом, а из одного в другой перебраться очень сложно. Значит, увеличивается связанность – она характеризует, насколько фактическое расстояние, которое надо преодолеть для поездки из точки А в точку Б, больше расстояния по прямой, - пояснил Владимир Валдин «Комсомолке».
Конечно, мост сможет немного разгрузить транспортный поток в соседствующих районах, хотя пробки без сомнений перетекут и на новую переправу. Но надолго ли эта транспортная гармония? Эксперт напомнил, что антропогенная нагрузка растет с каждым годом: застройщики слишком активно плодят жилье по обеим сторонам Невы в этом районе. Дальше в дело нужно будет вступать специалистам по транспортному планированию, чтобы оценить загруженность моста и конкретной территории и принять меры.
Неразводных мостов, связующих разные части города, в Петербурге не так уж много – за всеми приходится следить в период навигации. Но и Большой Смоленский планируют делать разводным. Почему?
- Неразводной мост надо поднимать очень высоко. В таком случае въезд на мост на правом берегу будет на Дальневосточном проспекте, в лучшем случае, а на левом – на Седова. Это неудобство, это дополнительные перепробеги, чтобы попасть на мост. Например, чтобы попасть на Большой Обуховский мост, для него воткнули гигантскую развязку и изуродовали весь район. Хорошо, что там ничего было, а мог бы появиться парк, - разъяснил Владимир Валдин.
Ради моста планируется снести восемь зданий на проспекте Обуховской Обороны. Фото: КРТИ
КОНКРЕТНО
Строительство моста начнется в 2023 году.
Первый этап работ завершится в 2025 году, по мосту пустят автомобили.
Второй этап завершится в 2028 году, по мосту запустят трамваи.
ТТХ
6 полос движения
3,5 м – ширина полос движения для автомобильного транспорта
3 м – ширина тротуаров
2,5 м – ширина велодорожек
2,2 км – длина моста
8,8 км – длина всего дорожного полотна вместе со съездами
37,4 м – ширина моста
484 м – длина мостового пролета
70 км/ч – расчетная скорость, допустимая на мосту
Тип пролетов - арочный