Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+16°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 января 2024 11:16

Раневская ругалась с режиссерами, а у Жеймо была тайная конкурентка: Как снимали главную сказку страны – «Золушку», и что стало с главными актерами

Spb.kp.ru поговорила с историком «Ленфильма» и 96-летней актрисой легендарного фильма
Как "Золушка" стала главной новогодней сказкой страны. Фото: кадр из фильма

Как "Золушка" стала главной новогодней сказкой страны. Фото: кадр из фильма

Что за утро 31 декабря без звонкой песни «Добрый жук» и громогласного «Ухожу в монастырь!» Сколько поколений выросло на легендарной «Золушке». Спустя 76 лет на киностудии «Ленфильм» бережно хранят артефакты, оставшиеся со съемок: костюмы участников королевского бала и те самые туфельки, что Золушке подарил мальчик-паж, который только учится быть волшебником. За витриной пестрый костюм, набитый ватой для солидности. Но былого блеска уже нет. А туфельки – разве это хрусталь? Помутневшая от времени резина с бумажными жемчужинами. Не туфельки, а галоши какие-то. В Сочи в курортный сезон такие - на каждой второй. Все принцессы, получается?

- В этом и была магия кино, - объясняет историк, сотрудник «Ленфильма» Александр Поздняков. – Самые простые материалы превращались на экране в шелка и драгоценности. Люди думали, что фильм снимали в реальном интерьере дворца, а это были декорации. Ведь это был 1947-год, только что закончилась война, как раз были отменены карточки. Люди уставшие, перенесли сложнейшие испытания. Все ждали какого-то подъема. Стране нужна была сказка и волшебство. Снимали в условиях полной нищеты. Были только руки специалистов, бумага и краски.

На "Ленфильме" бережно хранят золушкины раритеты.

На "Ленфильме" бережно хранят золушкины раритеты.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Как такой сюжет: короли, принцы – пропустил советский худсовет? Оказалось, что в те годы в культуре монархию уже не отменяли. А обстановка волшебного королевства – лучшая декорация для сказки.

- Это блуждающий сюжет, про «Золушку» снимали во многих странах, но наш вариант, конечно, лучший, - уверен Поздняков. – Тогда уже прошел вульгарный антимонархический революционный задор. Это же была сказка. Не думаю, что кому-то в голову могло прийти придраться к королю. Тем более, в исполнении Гарина. Монарх у него вышел такой домашний, покладистый и добрый. А мачеха, которую играла Раневская, злая. Но на этом все и было построено. Простые человеческие отношения, которые видел вокруг себя каждый. Это было всем понятно. Фильм нес такой моральной заряд: замарашка, девушка, на которую никто не обращал внимания, оказалась человеком с золотым сердцем и победила злую мачеху. Это еще одна причина, по которой фильм так запал в душу и остался с нами на десятилетия.

А вот и та самая легендарная туфелька. Хрусталя нет!

А вот и та самая легендарная туфелька. Хрусталя нет!

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ЗОЛУШКИ

Повальная бедность послевоенных лет помешала «Золушке» стать цветной. Дорогая пленка была только на один фильм. И начальство решило снимать в цвете «Сказание о земле сибирской» прославленного Ивана Пырьева. Уже в наши дни «Золушку» раскрасили и отреставрировали звук. На «Ленфильме» рассказывают, что для того, чтобы добавить цвета, проводили спектральный анализ пленки. По оттенкам серого восстанавливали изначальный цвет. А еще обновить фильм помогла одна из актрис. Народная артистка Татьяна Пилецкая, подсказывала реставраторам цвета платьев. Например, припомнила, что Золушка была в голубом.

Татьяна Львовна – человек удивительной судьбы. Она – потомок женщины-офицера Луизы Графемус-Кессених. Обычной прусской дворянки, которая решила отомстить за смерть мужа, переоделась в мужской мундир и записалась в армию. Она воевала против Наполеона, а в битве при Ватерлоо потеряла правую руку. После войны создала новую семью. Крестным отцом Татьяны Пилецкой был художник Петров-Водкин и часто рисовал родственницу. А еще с нее сделали фарфоровую скульптуру балерины, которая выпускалась Ленинградским (ныне императорским) Фарфоровым заводом. Оригинал статуэтки хранится в Русском музее. Несмотря на свои почетные 96 лет, Татьяна Львовна выходит на сцену петербургского театра «Балтийский дом». Она занята сразу в трех спектаклях. По просьбе «Комсомолки» актриса вспомнила свои съемки в «Золушке».

- Я тогда закончила балетную школу и начала работать в театре музыкальной комедии. Как-то ко мне подошел известный тогда актер Андрей Королькевич и спросил: «Таня, а сколько ты зарабатываешь?» Я говорю 350 рублей. Он удивился, что так мало, добавив: «Приноси свои фотографии, я отдам их в актерский отдел на «Ленфильме». Может, поснимают тебя, что-то заработаешь». И вдруг меня приглашают на съемку в фильме «Золушка». Мне надо было танцевать на балах. Съемочный день стоил 4 рубля 50 копеек. А два дня – 9 рублей, уже хорошо. Мы с мамой тогда очень трудно жили после войны, поэтому съемки стали большим подспорьем.

Часть декораций и несколько костюмов сохранились почти в идеальном состоянии.

Часть декораций и несколько костюмов сохранились почти в идеальном состоянии.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Татьяна Львовна играла одну из девушек, что плясала на балу у короля. Артистка вспоминает: «Золушка» стал ее первым фильмом. И тогда ее так удивила атмосфера съемочного процесса, что очень скоро она ушла из балета и стала драматической актрисой.

- Меня удивляло, что я была в массовке, а под меня сшили платье из голубой парчи, каждый раз делали фундаментальную прическу, гримировали вместе с главными артистами ленты, - вспоминает Пилецкая. - Когда я первый раз увидела Раневскую, Гарина, Консовского, Жеймо, вдохнуть не могла, с таким обожанием смотрела. Так хотелось что-то от них перенять, научиться. Я была еще девчонка, а они - известные актеры. Жеймо гримировали перед каждым крупным планом, ведь она была уже не девочка. Когда Раневская садилась рядом, я дрожала. Она была с таким характером, ух! Если подготовка затягивалась, она кричала на режиссеров: «А почему задерживаемся?» Гарин (король) был очень милым человеком, как и его персонаж. А в Консовского (принц) я, естественно, сразу влюбилась, он был потрясающий.

В своих чувствах к Алексею Консовскому Татьяна Пилецкая была не одинока. После выхода фильма девушки всего Союза завалили студию любовными письмами к нему.

"Золушка" запала в душу разным поколениям.

"Золушка" запала в душу разным поколениям.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

ЖЕЙМО СПРОВОЦИРОВАЛА РАНЕВСКУЮ НА… ИМПРОВИЗАЦИЮ

Главной звездой фильма стала Янина Жеймо. Полька по происхождению, она родилась в цирковой семье и с детства выступала на манеже, поэтому имела удивительную пластику. А еще ее выделял небольшой рост и подростковые черты лица. Именно это помогло ей сыграть «Золушку» в 37 лет. Янина Жеймо оставила воспоминания о своей непростой жизни до войны, работе в блокадном Ленинграде и съемках в фильмах.

Утверждать ее поначалу не хотели. За нее заступался только автор сценария Евгений Шварц. На пробах Жеймо заметила, что каждый день ей дают платье разной длины. Она спросила у костюмерши, почему так? А та ей вывалила, что режиссеры пробуют еще одну молодую балерину, вот и подгоняют одно платье под разных актрис.

- Я ведь сама понимала, что мне не шестнадцать, я тоже сомневалась, что смогу ее сыграть, - вспоминала Янина Жеймо. – Зачем делать из меня дурочку и снимать молоденькую балерину в тайне от меня? Я обиделась.

Имя конкурентки так и осталось загадкой. Но Жеймо утвердили. На съемках она много спорила с автором сценария насчет одной из сцен – той где, мачеха заставляет ее надевать туфельку сводной сестре. По задумке, Золушка должна была безропотно выполнить приказ, лишая себя счастья. Жеймо считала, что такой толстовский подход зрители не примут, что Золушка должна бороться. Тогда она не сговариваясь ни с кем пошла не по тексту. На просьбу надеть туфельку сказала «нет». Раневская, игравшая мачеху, почувствовала этот момент и разразилась бурей проклятий и угроз, обещая погубить отца Золушки. Все это был чистый экспромт. В таком виде сцена вошла в фильм.

Раневская давала жару на площадке.

Раневская давала жару на площадке.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

А еще Жеймо рассказала о вырезанных сценах. В одной она берет в руки черного кота, окунает его в таз с мыльной водой и достает кристально белого. Почему режиссеры отказались от этой шутки – неизвестно.

Кстати, успех фильма «Золушка» Янине Жеймо предрек Михаил Зощенко. Актриса и писатель встречали новый 1946 год в одной компании. Зощенко предложил погадать и раскинул карты. Посмотрев на результат, он уверенно заявил Жеймо, что ее следующий фильм ждет триумф.

КСТАТИ

Правнуки «Золушки» стали актерами

Для многих артистов, блиставших в «Золушке», этот фильм стал яркой вспышкой в карьере. Игравший принца красавец Алексей Консовский был востребован почти до самой смерти в 1991 году. Но из работ в памяти зрителя сохранилось, наверное, только «Обыкновенное чудо». Успех принца сыграл с ним злую шутку. Как серьезного драматического актера его не воспринимали. Зато он много играл в театре, был занят в озвучке.

Чуть больше ролей в кино выпало на долю Эраста Гарина (король). Но и у него не так много знаковых лент. Можно припомнить «Джентльменов удачи», где он играл профессора, который предлагал сажать воров в чан с дерьмом. А еще Гарин много озвучивал мультфильмы. Например, его голосом говорит ослик Иа из «Винни Пуха».

Во время съемок «Золушки» Фаине Раневской был 51 год. К тому времени она была уже той самой Раневской, которую любили и боялись. Но карьера клонилась к закату. После «Золушки» она снялась еще в десятке фильмов и была задействована в нескольких спектаклях.

А Янина Жеймо вскоре после съемок резко изменила свою жизнь. Сначала она переехала из Ленинграда в Москву, снялась всего в одном фильме – «Два друга» и озвучила Герду из «Снежной королевы». А потом и вовсе уехала в Польшу к мужу. Там она прожила 30 лет, а вот похоронить себя завещала в СССР. Сейчас память о ней сохраняют ее потомки. Два праправнука стали актерами. Алексей Костричкин играет в театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, а еще хорошо известен фанатам фильма «Гарри Поттер» по озвучке Рона Уизли.

- Янина Болеславовна очень любила Россию, тут у нее был дом, народная любовь, дочь жила в Советском Союзе, - объясняет Алексей желание Жеймо быть похороненной в Москве. - Кстати, это же наша семейная традиция называть дочерей Янина, у Меня и бабушка, и мама, и сестра – Янины.

Несколько лет назад потомки бережно собрали все воспоминания актрисы и издали книгу, а еще в семье хранится несколько реликвий – личных вещей Янины Жеймо. Например, ее чемодан и портсигар из карельской березы. Актриса курила, и знаменитый кадр, где она в образе Золушки сидит с папиросой – не постановка, а действительно пойманный момент со съемок.

- От прабабушки я унаследовал многое, – говорит Алексей Костричкин. – Например, профессию, меня с детства привлекали к озвучке фильмов. Наверное, сказалось, прабабушкино цирковое прошлое, я очень прыгучий. Все это помогает на сцене. А еще ее рост. Мы все в семье небольшого роста. Но я этим доволен, мне, как актеру это помогает. Для комедийного эффекта в пару мне дают высокого, и это получается еще смешнее. А вот кому наш доставляет хлопот, так это звукорежиссерам при озвучке фильмов. Для меня сейчас каждый раз перестраивают микрофон. А во временя моей прабабушки, микрофон был закреплен жестко, поэтому ей приходилось вставать на тумбочку – этот предмет студийной мебели называли «жеймовочка».

СПРАВКА «КП»

«Золушка», год: 1947.

Режиссеры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро.

В главных ролях: Янина Жеймо, Алексей Консовский, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Василий Меркурьев.

Результат: в первый год фильм посмотрели 18 млн зрителей. Это 4-й результат 1947 года.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.