Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
17 января 2024 10:49

Алексей Герман-младший о закулисье фильма «Воздух»: «Безруков - мужественный человек, но даже ему было плохо»

Герман-младший перед премьерой фильма «Воздух» признался, что допустил два киноляпа
Сергей Безруков играет в фильме «Воздух» главную мужскую роль - подполковника Алексея Астафьева. Фото: предоставлено Metrafilms

Сергей Безруков играет в фильме «Воздух» главную мужскую роль - подполковника Алексея Астафьева. Фото: предоставлено Metrafilms

18 января в прокат выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Лента рассказывает о молодых летчицах, которые сражаются под Ленинградом, взятом в кольцо блокады. Для съемок в окрестностях Петербурга воссоздавали военный аэродром, а болота пригнали настоящие танки. Воздушные сцены снимали с помощью новейшей технологии: макет самолета с актером вращали на специальном устройстве на фоне экрана размером с 4-хэтажный дом. «Комсомолка» поговорила с Алексеем Германом-младшим о том, почему не удалось снять настоящий «Мессершмитт», на какие муки шли актеры, исторических допущениях и почему из-за фильма на режиссера кричала жена.

КОВИД ЧУТЬ НЕ СОРВАЛ ФИЛЬМ

- Вы начали работу над «Воздухом» в 2018 году. Почему съемки шли так долго?

- Сначала мы долго выдумывали технологию, как будем снимать воздушные бои. Мы не хотели, чтобы было ощущение компьютерной игры. Рассчитывали, что снимем настоящие самолеты: Яки и «Мессершмитты». Нашли летающие образцы в Чехии и Германии. Но когда были готовы выезжать, начался Covid…

Авторам важно было показать картинку, которой поверил бы зритель. Фото: предоставлено Metrafilms

Авторам важно было показать картинку, которой поверил бы зритель. Фото: предоставлено Metrafilms

- Как вышли из положения?

- Построили макеты самолетов, создали настоящий аэродром. Обычно в кино макеты смотрятся картонным недоразумением. Мы добивались, чтобы этого не было. Кадры с реальными полетами снимали с помощью Як-52. Уже потом с помощью компьютера превращали его в самолет 40-х. Можно было все нарисовать целиком, но реальные самолеты дают настоящесть. Артисты чувствуют, как над ними низко идут самолеты, это страшно, и они правильно реагируют в кадре. Кроме того, это дает турбулентность дыма, все выглядит более естественно. Кстати, нарисованный самолет в итоге еще и выходит дороже. Еще нас подвела погода. Это была зима 2020 года. Мы подготовились к полевым съемкам. Но в этот сезон лед не встал, и почти не было снега. Пришлось переписывать сценарий. Потом начались шторма. У нас сносило самолеты, размывало полосы. Модель Ил-2 весит почти 2,5 тонны. Ветер был такой силы, что ей отрывало крылья. Рабочие лежали на них всю ночь - держали, чтобы самолеты не разорвало. Бывало так, что приезжали очень загруженные артисты: Безруков, Лядова, и тут начиналось наводнение, мы не могли снимать. А они ждать не могут, у них жесткие графики. Не давали снимать шторма и туманы. Прогноз погоды – хороший, в поле выезжает 350 человек. Бабах - нелетная погода. Были и аварийные посадки из-за обледенения, слетали камеры с самолетов.

- Наверное, и коронавирус навредил?

- Да, когда мы преодолели трудности с погодой, начался ковид. Пришлось остановить съемки, и распустить группу на 14 месяцев. Это привело к финансовым потерям.

Режиссер на съемочной площадке. Фото: предоставлено Metrafilms

Режиссер на съемочной площадке. Фото: предоставлено Metrafilms

- Часть кадров с самолетами сняли с помощью уникальной установки, которая крутила макеты на фоне огромного экрана. Как это было?

- В таком сочетании эти технологий мы использовали первые в мире! По отдельности эти элементы уже применялись, вместе – никогда. Экраны, на которые проецируется дополненная реальность, мы могли видеть, например, в «Мандалорце». Самолеты в сочетании с экранами тоже использовались. Но чтобы собрать все вместе, когда макет самолета весом под тонну поднимался на высоту 10-12 метров на фоне экрана размером с 4-хэтажный дом – такого не было. При этом самолет довольно сильно раскручивался, чтобы была гравитация.

- Это похоже на центрифугу. Артисты не отказывались лезть в эту карусель?

- Артистам было страшно, и даже плохо. Но они выстояли. Например, было видно, что даже такому мужественному человеку как Сергей Безруков, когда его крутили в самолете, было физически тяжело.

По сюжету Астафьев руководит подразделением молодых летчиц. Фото: предоставлено Metrafilms

По сюжету Астафьев руководит подразделением молодых летчиц. Фото: предоставлено Metrafilms

«СЛОЖНО УДЕРЖАТЬ КАРТИНУ НА ПЛАВУ»

- У вас много молодых актрис. Они вас чем-то удивили?

- Все сработали отлично. Например, Кристина Лапшина из Омска, она до этого никогда не снималась. Аглая Тарасова самозабвенно играла, не боялась ни холода, Ни тяжестей. Мы ее крутили-вертели, она очень старалась. Настя Талызина самоотверженно сидела по несколько часов по колено в воде в окопе и не жаловалась. Ей было холодно и больно. Елена Лядова мужественно вела себя в сценах с горящим самолетом. Это все на высоте в 12 метров и на расстоянии вытянутой руки – открытое пламя.

- А как у молодых актеров с эмоциональной составляющей?

- Если человек талантливый, он не будет халтурить. А если что-то делать только ради бабок, то тогда, конечно, ничего не получается. Мы старались работать с талантливыми, поэтому все ощущали тему войны, как надо. Я думаю, что для большинства людей война значима. У многих в памяти она живет, вызывает переживания. Это миф, что война для нас уже не так важна, как раньше.

- Сложно отделаться от ассоциации с фильмом «В бой идут одни старики», там ведь тоже есть молодые летчицы.

- Это прекрасный фильм, но у нас – про другое. У нас вообще много хороших военных фильмов про авиацию: «Балтийское небо», «Хроники пикирующего бомбардировщика», «Торпедоносцы». Это советское кино, которому доверяешь. Потом все стало похоже на компьютерные игры, или на фанеру. Мы старались двигаться в сторону советского кино.

Фильм Германа-младшего - это сага о подвиге женщин: от женщин-партизан до женщин, работавших в Эрмитаже во время блокады. Фото: предоставлено Metrafilms

Фильм Германа-младшего - это сага о подвиге женщин: от женщин-партизан до женщин, работавших в Эрмитаже во время блокады. Фото: предоставлено Metrafilms

- А фильм «Проверки на дорогах», который снял ваш отец, в голове не держали?

- Много всего держал, может, и этот фильм тоже. Во время работы ты существуешь в странной Вселенной. Каждый день борешься за фильм. На каждом этапе. Например, выяснилось, что летных комбинезонов времен войны просто нет. Они когда-то были на «Ленфильме», как раз из «Торпедоносцев», но в смутные времена пропали. Нашему художнику по костюмам Елене Окопной приходилось по старым технологиям восстанавливать эти комбинезоны, и гимнастерки тоже. И так практически везде. Мы старались делать так, чтобы было похоже на реальность. У нас есть пара неточностей в фильме, но они специальные. Бывают идиотские фильмы, когда в 1941 году летчики ходят в американских куртках. А они поставлялись по ленд-лизу сильно позже и не в том объеме, чтобы все в них ходили. Вот таких ляпов у нас нет.

- А какие неточности вы допустили?

- Мы намерено использовали самолет Як-1Б. В реальности эта модель появилась на фронте на полгода позже наших событий. Но у Як-1 другой гаргрот – часть фюзеляжа за кабиной. Она закрывает обзор. А нам хотелось, чтобы, когда летчик в кадре, на заднем плане было видно вражеский самолет. У Як-1Б видно больше неба. Это была осознанная замена. В искусстве такое допустимо. Другое допущение – это девушки летчицы, которых в реальности на Ленинградском фронте в 1942 году не было. Но мы снимали сагу о подвиге женщин, которые воевали.

- Елена Окопная – это ведь ваша супруга. Как работается с близким человеком?

- Мне - тяжело! Она очень ответственная, а я ее боюсь. Она очень внимательно подходит ко всему, кричит на меня. Но она эффективна, очень глубоко погружается во все, чтобы каждая строчка на костюме была правильной и соответствовала реальности.

- А дома как отключаетесь от съемок?

- Не получается отключаться. Дома все разговоры только о кино. Любой фильм - это борьба, чтобы делать его не стыдно. Это каждодневная борьба, понимаете? Ты всегда в эмоциональном и физическом напряжении. То артист заболел, то у самолета пробило крылья. Сложно удержать картину на плаву, она все время тонет. У нас не Голливуд, когда у тебя большой бюджет и много мест, где ты можешь арендовать форму, самолеты, нет проблем с техникой. А здесь все - борьба. Привезти танки – целое дело. У нас была история, когда мы долго создавали немецкую зенитку. Все смонтировали, и рядом произошел пожар. Пришлось за три дня восстанавливать, но гидравлика погибла. В итоге под зениткой закопали человека, который играл роль гидравлической системы, имитировал отдачу от выстрела.

Самолет сильно раскручивался, чтобы была гравитация. Фото: предоставлено Metrafilms

Самолет сильно раскручивался, чтобы была гравитация. Фото: предоставлено Metrafilms

- Вы уже показали фильм на фестивале в Японии. Как его приняли, учитывая не самые простые отношения с этой страной?

- Японцы очень хорошо смотрели, плакали, задавали вопросы, переживали. Понимаете, в Японии любят русскую культуру. Там нет неприятия к нам. Они смотрели и сопереживали Советской армии. У нас не тот фильм, где утверждается, что немцы были в чем-то правы. Мы показываем блокаду Ленинграда, как беспощадно бомбили колонны. И японцы это восприняли.

РОССИЙСКОМУ КИНО НУЖНЫ ГОДЫ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ

- Отечественное кино второй год под санкциями. Но Голливуд ушел из кинотеатров, казалось бы, вот раздолье. Что происходит с нашей киноотраслью?

- Новогодние праздники поставили рекорд по сборам. А в прокате были практически одни российские картины. Все думали, что индустрия погибнет, а она интенсивно растет. Пределы этого роста никто предсказать не может. Все упирается в людей, появится ли у нас новое поколение, которое будет создавать кино. Я думаю, появится! И это исторический шанс. Американское кино все равно будут видеть, оно будет идти к нам пиратским способом. Нет ситуации 80-х, когда закрытое советское кино столкнулось с американским, и проиграло. У нас много безумцев, которые считают, что советское кино несправедливо проиграло Голливуду. Да в СССР кино было в среднем лучше, чем российское. Но количественно, и с точки зрения зрелища и яркости, оно проигрывало. Это надо признать. У нас были великие фильмы. Но, когда пришел вал голливудского кино, когда люди увидели совсем другое зрелище, другую жизнь, другое напряжение, конечно, все обрушилось. Но сейчас Голливуд не ушел, и мы по-прежнему с ним конкурируем.

- Вы принимаете участие в судьбе киностудии «Ленфильм». Многие в Петербурге мечтают, чтобы к студии вернулась былая слава.

- В Петербурге есть разные мнения по поводу «Ленфильма». Например, мнение Союза кинематографистов, который позорно и бездарно потерял Дом творчества. Это место, где могли бы отдыхать ветераны студии. Его было не трудно возродить. Все закончилось долгами по налогам и утратой недвижимости. Вот такие люди регулярно нам рассказывают, как должно быть, хотя сами ничем управлять не могут. На самом деле на студии снимают фильмы. Не в том объеме, как в Союзе, но снимают. Идет обновление площадей, долги погашены. Динамика в общем положительная. Если бы не горстка людей, которые боролись за студию, она давно была бы продана под жилые комплексы. Думаю что, если удастся насытить ее новыми кадрами, то все будет хорошо. Теперь должно прийти много талантливых людей. Но это не только проблема «Ленфильма», это проблема всей индустрии. На ее восстановление нужно много лет.

СПРАВКА «КП»

Фильм «Воздух»

Жанр: военная драма

Производство: METRAFILMS при участии киностудии «Ленфильм».

Режиссер: Алексей Герман - младший

В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина, Елена Лядова, Сергей Безруков, Игорь Митюшкин, Антон Шагин, Олег Гринченко, Мария Мельникова и другие.

В кинотеатрах: с 18 января.