Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+17°
Boom metrics
Звезды16 сентября 2023 16:50

Реформа уличных выступлений в Петербурге спустя полгода: нечестная конкуренция, осторожные нелегалы и взломы системы для брони площадок

Власти Петербурга проработают правила для нелегальных уличных художников
Большинство музыкантов продолжают играть там, где хотят.

Большинство музыкантов продолжают играть там, где хотят.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Прошло уже пять месяцев с того момента, как уличные выступления в Петербурге стали подчиняться правилам властей. Музыкантов, художников, акробатов и прочих артистов обязали подавать заявки в комитет по культуре, прежде чем выходить на улицы с гитарой или холстами. Свободу творцов ограничили картой площадок, где разрешается выступать. Причем все они поделены на категории «тихих», «умеренных» и «громких» выступлений – в зависимости от наличия и мощности звуковой аппаратуры. Что изменилось за почти полгода после музыкальной реформы?

КОНФЛИКТЫ И ПОЛИЦИЯ

Прежде всего, артистам дали больше свободы. Если весной на карте разрешенных площадок не было ни одной привычной на Невском проспекте и некоторых отходящих от него улицах (только у Эрмитажа), то сейчас их много. Вернулись точки на Большой Конюшенной, Малой Садовой, у Гостиного двора, на углу Невского и Думской, а также у Спаса-на-Крови и в Екатерининском сквере, у метро «Площадь Восстания». Правда, все точки расхватаны, и ситуация не очень похожа на честную. Каждую площадку плотно бронирует один коллектив или исполнитель – его имя занимает расписание сразу на пару недель или даже на месяц, да еще и с утра до вечера. Здоровой конкуренцией и не пахнет, хотя такая бронь вполне укладывается в рамки закона.

На карту официально разрешенных площадок вернулись точки на Невском проспекте, у "Площади Восстания", на Малой Садовой. Фото: spbcult.ru

На карту официально разрешенных площадок вернулись точки на Невском проспекте, у "Площади Восстания", на Малой Садовой. Фото: spbcult.ru

В музыкальном сообществе города царят, по большей части, бунтарские настроения: коллективы продолжают выступать, где захочется, не оформляя заявку. Группа «Украл коня» сдалась после одной попытки – от властей пришел отказ в бронировании площадки без объяснения причин.

- Мы выступали без разрешения, вставали наудачу. Но нас ни разу не штрафовали – просто просили уйти. Другие музыканты продолжают играть, как играли, просто стараются искать не центральные места: Эрмитаж, метро «Владимирская», Марсово поле, - рассказали артисты spb.kp.ru.

Группа «Посмотрим» тоже бросила попытки официально подаваться на площадки, как только получила необоснованный отказ. Музыканты считают, что ничего не изменилось: они продолжают играть там, где им хочется. Но и полиция гоняет так часто, что провести полноценный уличный концерт не получается.

Солист группы МЕDВЕDЬ Денис Аркадченков заметил, что новая система обострила конфликты в сообществе уличных артистов.

Многие музыканты перестали пытаться официально подавать заявки после нескольких отказов.

Многие музыканты перестали пытаться официально подавать заявки после нескольких отказов.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Всю жизнь играли без разрешения, и было нормально. Так заведено, что в Петербурге за каждой группой закреплена своя точка. В моем случае это был фонтан у Эрмитажа. Но теперь нам не дают туда разрешения, а музыканты стали стравливаться и залезать на чужие места. Одна группа может подавать заявки сразу на пять точек – каждый из членов группы на отдельную точку. Все стало хуже и сложнее, - вздыхает певец.

Полиция стала жестче общаться с артистами, добавил Аркадченков. Если раньше стражи порядка просто просили сделать перерыв, чтобы толпа зрителей рассосалась и не мешала проходу, то сейчас даже забирают в отдел вместе с аппаратурой. «МЕDВЕDЬ» тоже успел провести полдня в полицейском отделе – «отдавать аппаратуру не хотели», говорит Денис.

А вот сольному исполнителю Евгению Красных повезло забронировать площадку на Малой Садовой сразу на неделю с хвостиком. У гитариста появилось право играть на ней аж с полудня и до 10 вечера. На вопрос о честной конкуренции Евгений однозначно ответил: сначала несколько недель играет он, потом кто-то другой. Это в рамках правил (и совести).

- Я подавал заявки два раза, одна оказалась положительной. В целом, новая система хорошо работает, но не без минусов, - коротко заявил музыкант.

Нелегальных исполнителей регулярно гоняет полиция. Некоторым не везет - попадают в отдел вместе со звуковым оборудованием и инструментами.

Нелегальных исполнителей регулярно гоняет полиция. Некоторым не везет - попадают в отдел вместе со звуковым оборудованием и инструментами.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

ПРЕРВАННЫЙ КОНЦЕРТ

Оставшиеся «нелегалами» артисты стали осторожничать. Они неохотно фотографируются и научились быстро сворачивать оборудование и инструменты, завидев полицейский патруль. Такая картина произошла прямо на глазах корреспондента spb.kp.ru: молодой человек с гитарой, резко прервав песню, объявил слушателям «небольшой перерыв в выступлении» и быстро перевоплотился в обычного прохожего, стоящего с вещами в ногах и с гитарой на плече. Мало ли, какие у него предметы с собой были на прогулке – не играет же и не поет. Полицейский патруль, высадившийся из машины в нескольких метрах от артиста, уже не стал ничего предпринимать. Зато спустя несколько секунд, вероятно, получив сигнал от коллег по радиосвязи, оперативно уехал ловить нарушителей на другую точку.

В комитете по культуре в целом довольны реформой. Заверяют, что выступления стали цивилизованнее.

В комитете по культуре в целом довольны реформой. Заверяют, что выступления стали цивилизованнее.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Однако в «спокойные» дни музыканты успевают собирать народ у Дома купцов Елисеевых, вдоль Дома Зингера, на набережной канала Грибоедова, у ТЦ «Галерея» и других точках, не допущенных до официальной карты. Даже в разгар буднего дня на центральной артерии Петербурга всегда шумно, а зрители толпятся так, что обходить их приходится по краешку проезжей части. Попадаются на глаза и художники, рисующие шаржи, портреты или инопланетные пейзажи красками из баллончиков.

ОФИЦИАЛЬНО

В самом комитете по культуре реформу считают вполне успешной. Как заявили spb.kp.ru в пресс-службе ведомства, уличные выступления теперь стали более цивилизованным процессом, артисты стали ответственнее относиться к комфорту местных жителей, а петербуржцы стали реже жаловаться на музыкальный шум с улицы. При этом чиновникам еще есть над чем поработать.

- Комитет и другие ответственные органы власти планируют проработать правила для художников, которые также представляют свое искусство на улице. Направления для улучшений обозначают и сами артисты, которые пытаются взломать систему – например, бронировать одну точку от разных физических лиц, подавать множественные заявки. Такие случаи будут учтены, - пояснили в комитете.

Комитет по культуре планирует усовершенствовать работу системы заявок так, чтобы под нее попали и художники.

Комитет по культуре планирует усовершенствовать работу системы заявок так, чтобы под нее попали и художники.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Что до наказания за творчество, то в этом сезоне акцент делали на разъяснительную работу, а не на штрафы. В комитете подсчитали: по 30 из 36 административных протоколов в Центральном районе вынесли предупреждения. Особо упрямым артистам – но таких единицы – выписали штрафы от 1500 до 5000 рублей.

- По локациям, которые курирует Комитет, в исторических местах, нарушений не выявлено,- заключили в ведомстве.