Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Общество6 октября 2023 12:15

В автобусах и троллейбусах Петербурга заработал подсчет безбилетников

Пилотный проект по подсчету безбилетников начали тестировать в трех автобусах
Поплатиться за неоплаченный проезд безбилетники могут, если попадутся в руки контролерам. Тогда им грозит штраф 500 рублей.

Поплатиться за неоплаченный проезд безбилетники могут, если попадутся в руки контролерам. Тогда им грозит штраф 500 рублей.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

В петербургских троллейбусах запустили уникальную технологию – поисковик «зайцев». Автоматизированная новинка теперь умеет находить безбилетников среди пассажиров в салоне. Правда, указывать на каждого из них рукой пока не умеет...

Ладно, шутки в сторону. Система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) и правда заработала в «рогатом» транспорте. Теперь на экране, где транслируют список остановок в онлайн-режиме появляется еще и давящая на совесть надпись: «Количество НЕ оплативших проезд: N. Пожалуйста, оплатите проезд!». Она прямо таки вынуждает честных пассажиров угадывать в попутчиках «зайцев», а самих безбилетников – чувствовать себя неуютно и достать проездной хотя бы с запозданием.

Как рассказали spb.kp.ru в пресс-службе «Горэлектротранса», СЭКОП заработала совсем недавно в троллейбусах современных моделей «Авангард», «Премьер» и «Ольгерд». Словом, во всех новейших синих троллейбусах, которые можно встретить практически на всех городских маршрутах. Распространить новинку планируют еще в трамвайные вагоны «Достоевский» и «Довлатов», которые скоро запустят на городские маршруты. Насчет остальных трамваев в «ГЭТ» пока не смогли поделиться планами.

Подсчет безбилетников уже ведется в новейших троллейбусах. Позднее опцию запустят еще и на новых трамваях "Довлатов" и "Достоевский". Фото: соцсети

Подсчет безбилетников уже ведется в новейших троллейбусах. Позднее опцию запустят еще и на новых трамваях "Довлатов" и "Достоевский". Фото: соцсети

Если конкретно, то благодаря СЭКОП водитель может контролировать количество пассажиров, прошедших в салон. Подсчитанные данные выводятся на дисплей в его кабине, а на экран в салоне транслируется разница между вошедшими и оплатившими. Вошедшие – оплатившие = безбилетники.

- Информация в режиме реального времени передается на пульты диспетчерского контроля предприятия, а также интегрирована с городской интеллектуальной транспортной системой. Таким образом, контролеры всегда знают на какой маршрут троллейбуса или трамвая им необходимо обратить внимание. А пассажиры всегда видят эту информацию в режиме реального времени на мониторах в транспорте. Совесть – лучший контролер! – рассказали в «Горэлектротрансе».

АВТОБУСЫ УЖЕ В ТЕМЕ

Тем временем, подобный пилотный проект уже заработал и в нескольких автобусах. Эксперимент запустили в августе. Как поделились с spb.kp.ru в ГУП «Пассажиравтотранс», безбилетников считают на маршрутах №№ 203, 221 и 228. Бортовой компьютер сравнивает данные с датчиков пассажиропотока и системы контроля оплаты проезда. Как только насчитывается 3-7 нечестных пассажиров, призыв оплатить поездку и число безбилетников выводится на экран медиапанелей. А скоро оно будет еще и озвучиваться. Под таким напором «зайцы» едва ли устоят.

В автобусах такие надписи скоро будут дублироваться звуковым объявлениям. Чтобы "зайцам" точно стало стыдно. Фото: предоставлено "Пассажиравтотрансом"

В автобусах такие надписи скоро будут дублироваться звуковым объявлениям. Чтобы "зайцам" точно стало стыдно. Фото: предоставлено "Пассажиравтотрансом"

- На каждой остановке информация обновляется. На длинных перегонах или пригородных маршрутах голосовое сообщение о неоплативших проезд гражданах может прозвучать несколько раз – до тех, пор пока пассажиры не приложат платежную карту к валидатору, а число «зайцев» не сократится до двух и менее, - рассказали в «Пассажиравтотрансе».

ПРОЕЗД ЗА 500 РУБЛЕЙ

Совесть совестью, а лучше реального наказания все-таки ничего не работает. Для безбилетников в транспорте Петербурга предусмотрен штраф в 500 рублей. Правда, прежде чем официально его получить, нужно попасться контролеру и предъявить ему документы. Тогда он сможет оформить протокол, который отправится в районную администрацию. Задерживать «зайца» контролер не имеет права, так что если тот успеет выбежать из салона – санкций к нему уже не применить.

На маршрутах Петербурга сегодня работают более 500 ревизоров.

ГЛАС НАРОДА

В своем телеграм-канале «Комсомолка» спросила читателей, как им затея с экраном «совести», повлияет ли он на тех, кто ездит бесплатно.

30% выразили искреннюю уверенность в том, что безбилетникам обязательно станет стыдно и они оплатят проезд. 41% засомневался в действенности новинки: если уж кто привык ездить «зайцем», то так и продолжит. Привычка – дело крепкое. 29% как отрезали – у безбилетников совести нет. Хоть экран, хоть любая другая мера.