Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+13°
Boom metrics
Общество31 октября 2023 15:07

Рельсовая триада для Петербурга. Как поезда могут помочь городу решить транспортную проблему

Петербургская агломерация — вторая в России по величине после московской. И, как и в столице, здесь правила диктует общемировой тренд: население перебирается жить в пригород, где цены ниже и воздух чище, а в город ездит на работу и учебу
Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Москве уже удалось адаптироваться к новому формату передвижения жителей, соединив городские и пригородные поезда в единой системе МЦД. А какие пути совершенствования транспортной системы подходят для Северной столицы?

Перспективы развития

Общественный транспорт Санкт-Петербурга перевозит 2 млрд пассажиров в год. Это около 5 млн поездок в день. Большая часть трафика приходится на линии метрополитена и около 30% — на автоперевозки. В распоряжении петербуржцев – 72 станции метро. Большинство горожан довольны его работой, хотя и отмечают, что испытывают некоторые неудобства в пиковые часы нагрузки. Также жители города и эксперты видят перспективы развития метрополитена в появлении кольцевой линии и новых станций в ряде районов города.

Если говорить про наземный транспорт, то ежедневно на маршруты Санкт-Петербурга выходит около 1500 автобусов. И этого, по мнению жителей достаточно, если бы не пробки, которые преследуют любой мегаполис. Решение вопроса по мнению специалистов может быть следующим: Петербург всегда славился своей трамвайной сетью, восстановив, которую можно было бы значительно разгрузить метро. Также, эксперты считают перспективным интеграцию пригородных электричек в городскую среду.

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Спасительная триада

С мнением экспертов согласны и Питерские власти, которые уже приступили к реализации масштабной программы по развитию транспортной системы, рассчитанной до 2028 года.

Найдется в ней место и для хорошо известной в Москве и других мегаполисах рельсовой триады, в которой электропоезда, метро и трамваи работают как единое целое, в тесной связке. Это самый простой способ обеспечить так называемую «устойчивую мобильность» — быстрое, комфортное и, главное, надежное перемещение из точки А в точку В.

Вот что рассказывает Константин Трофименко, директор центра исследований «Умного города» ВШЭ:

«Рельсовая триада — модель транспортной инфраструктуры, широко распространенная во всем мире. Согласно этой системе, объединяющей пригородные поезда с городскими, уже давно живут крупнейшие мегаполисы, наработан огромный опыт ее использования. По сути, такая триада — это нормальный, органичный элемент инфраструктуры города, позволяющий сделать передвижение его жителей максимально эффективным — обеспечить бесперебойное, а значит и быстрое перемещение. И нет никаких ограничений для внедрения этого подхода в жизнь городов России — в том числе и Санкт-Петербурга».

В путь на «Иволге»

Да, ядро любой рельсовой триады — хороший поезд, позволяющий даже на большие расстояния перемещаться с комфортом. Но и здесь транспортникам не нужно ничего изобретать или покупать за рубежом, что едва ли возможно в условиях санкций. Уже 5 лет по Московским центральным диаметрам (МЦД) курсируют подходящие поезда. Более того — в РФ налажен полный цикл их производства.

Речь идет об «Иволгах» — семействе электропоездов, выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом (входит в «Трансмашхолдинг» (ТМХ)). Это специальная платформа, разработанная для эксплуатации в режиме городского электропоезда по заказу правительства Москвы — как части рельсовой триады.

«Иволги» разгоняются до скорости 160 км/ч с ускорением до 1 м/с² и плавным ходом. Внутри поезда предусмотрены опции для комфортабельного передвижения: зарядные устройства, места для велосипедов и детских колясок, для маломобильных пассажиров и даже зарядки для электротранспорта. На дисплеях в каждом вагоне транслируют карту, чтобы можно было легко сориентироваться с пересадками. Системы климат-контроля, очистки воздуха и умного освещения поддерживают расслабленную атмосферу поездки.

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Сделано в России

Этой осенью в Северной столице прошла выставка «PRO//Движение», на которой показали новую модель «Иволги» 4.0. От предыдущей она отличается увеличенным количеством дверей (3 вместо 2), что помогает ускорить пассажирообмен. Конструкторы провели большую работу, в результате которой производство 97% комплектующих поездов «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0» перевели на отечественные рельсы. Так, сцепки и крэш-буферы теперь делают в Москве («Транспортная техника»), тормозные системы — в Первомайске и Пензе («Транспневматика» и «Технопроект»).

Всего в процессе создания «Иволги» задействовали свыше шести тысяч предприятий, а рабочими местами удалось обеспечить 25 тысяч человек. Также в ТМХ есть собственная конструкторская база из 1300 человек, которая держит фокус на автономности — а значит, последующие модели тоже не будут зависеть от иностранных технологий и лицензий.

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

«Иволга 4.0» уже успешно прошла испытания по санитарно-гигиеническим требованиям, прочности кузова, функциональной безопасности, а также тормозные испытания на скоростном испытательном полигоне Белореченская - Майкоп. В ближайшие две недели специалисты проведут еще ряд тестирований, в том числе, и программного обеспечения. Поезд ждет опытный пробег в 5 тысяч км на экспериментальном кольце в Щербинке. Завершатся испытания 10 ноября, после чего «Иволга 4.0» получит сертификат соответствия и сможет выйти на маршруты Московских центральных диаметров.

С 2019 года на МЦД-1 и МЦД-2 было запущено уже 50 поездов «Иволга» моделей 1.0, 2.0 и 3.0. По имеющимся данным, за это время удалось значительно сократить объем автомобильного трафика, а пассажиры сэкономили примерно 8 млрд рублей и 300—600 часов времени в дороге. Недавно открылись еще два маршрута: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (Зеленоград — Раменское) и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» (Железнодорожный — Апрелевка). Уже в следующем году на диаметры выйдет современный поезд «Иволга 4.0».

Будем надеяться, что не обойдет новинка и Северную столицу, в перспективе отправившись развозить пассажиров по маршрутам ПЦД, или Петербургских центральных диаметров.

Фото: АО «Трансмашхол­динг»

Фото: АО «Трансмашхол­динг»