Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Общество8 марта 2024 14:00

Спасибо за «Гусиные лапки» и «Раковые шейки»: Как главный конфетный предприниматель России Алексей Абрикосов изобрел культовые сладости

«КП» рассказывает, как родившийся 200 лет назад предприниматель воспитал несколько поколений сладкоежек
Фото: Музей истории шоколада и какао

Фото: Музей истории шоколада и какао

Если бы не этот человек, мы бы не купили к чаю «Раковые шейки» и «Гусиные лапки», не радовались игрушке в шоколадном яйце и не надкусывали бы фигурку шоколадного Деда Мороза из новогоднего подарка. Эти сладкие изобретения – только крошечная часть послужного списка Алексея Абрикосова. Великого конфетного короля, талантливого предпринимателя и хитрого фантазера. К его 200-летию SPB.KP.RU рассказывает о феномене Абрикосова. Конечно, с карамелькой за щекою.

АРБУЗ ИЗ МАРЦИПАНА И СЛАСТИ ДЛЯ ПАСХИ

Это сейчас мы, избалованные ассортиментом, относимся к сладостям снисходительно. Хотим, халву едим, хотим – пряники! Полки в магазинах ломятся от конфет, вафель и мармелада. В 19 же веке от одних только дивных сладких названий слюни текли, они были людям в новинку. А вот попробовать условную помадку или марципан могла только знать – сахар был недешевым. Отношение к конфетам тоже было совсем другое: не вазочка на столе, а шикарная подача в огромных блюдах. Не обычная круглая конфетка, а сахарные цветы и башни из пирожных.

В 1850 году 26-летний Алексей Абрикосов перенял кондитерское дело от отца и окунулся в бизнес с головой. Предприниматель сам ездил на базар за ягодами и фруктами, писал рецепты конфет и наращивал силу производства. Сначала механизировал его станками, затем установил на фабрике мощную паровую машину и построил несколько новых производственных корпусов в московских Сокольниках. На фабрике трудилось 120 человек, их руками создавался внушительный ассортимент сластей: конфеты, варенья, пряники, пастилы, торты. Спустя еще несколько лет сыновья Абрикосова купили в Крыму сады, где стартовало первое в России производство консервированных плодов.

Обертки абрикосовских конфет были самостоятельным шедевром. Покупатели даже хранили их на память. Фото: Музей истории шоколада и какао

Обертки абрикосовских конфет были самостоятельным шедевром. Покупатели даже хранили их на память. Фото: Музей истории шоколада и какао

К 1899 году «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей» успело дважды победить на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, добиться права печатать на упаковках герб Российской империи, а затем и получить почетнейший титул «Поставщика Двора Его Императорского величества». Уж такой статус кричал всему миру о качестве продуктов, а сладости официально потекли на императорский стол. Великие праздники, Пасху и Рождество, государева семья отмечала, в том числе, поедая абрикосовскую продукцию: пасхи, куличи, торты, печенье, пирожки.

Шикарными сластями баловали гостей и богатые купцы. Абрикосовские съедобные шедевры даже отметились в художественной литературе:

- «И вносит старший официант Никодимыч, с двумя подручными, на голубом фаянсе, - громадный, невиданный арбуз! Темные по нем полосы, наполовину взрезан, алый-алый, сахарно-сочно-крупчатый, светится матово слезой снежистой, будто иней это на нем, мелкие черные костянки в гнездах малинового мяса... И столь душистый <…> Кашин первый попробовал – и крикнул ужасно непристойно. <…> Вышло полное «удивление», все попались – опять марципан от Абрикосова», - писал в «Лете Господнем» писатель Иван Шмелев.

Абрикосов любил удивлять шедеврами из марципана и карамели. Например, таким реалистичным арбузом. Фото: Музей истории шоколада и какао

Абрикосов любил удивлять шедеврами из марципана и карамели. Например, таким реалистичным арбузом. Фото: Музей истории шоколада и какао

МАРКЕТОЛОГ ОТ БОГА

Абрикосов умеючи владел искусством рекламы. Современным маркетологам от его идей – только присвистывать. Про фабрику предпринимателя знали все, казалось, что она - всюду. Вывески на фасадах и в витринах, объявления в прессе, благотворительные акции, даже календарики с праздничными датами – и те рекламировали товарищество, вспоминают в концерне «Бабаевский». Так в советское время переименовали фабрику.

Алексей Иванович придумал распространять легенду о том, что продавщицы в его магазинах отбираются по цвету волос. Любопытный народ шел проверять, где блондинки, а где брюнетки, а заодно и скупал вкусненькое. Реклама фабрики публиковалась в популярнейшей газете того времени, «Московских ведомостях». Оформление было строгим, зато от содержания в животах урчало.

- Предлагалась пастила по 40 копеек за фунт, свежие глазированные фрукты по 1 руб. за фунт, продукция, изготовленная на заказ: конфеты, пироги, шоколад, пастила, мармелад, варенье, а также коробки для подарков и бонбоньерки. В конце 19 века уже были экскурсии на кондитерское производство. Фабрика Абрикосовых на Красносельской открывала свои двери для публики каждый четверг с 2 до 4 часов. Это 100 % маркетинговый ход – «билеты для осмотра выдаются в магазинах Товарищества», - рассказали в Музее истории шоколада и какао.

Объявления фабрики были во всех газетах. Оформлялись строго, но описанием покоряли всех сладкоежек. Фото: Музей истории шоколада и какао

Объявления фабрики были во всех газетах. Оформлялись строго, но описанием покоряли всех сладкоежек. Фото: Музей истории шоколада и какао

К моменту расцвета товарищества на его прилавках было порядка 450 наименований продуктов. «Меню» расширилось до компотов, фруктовых соусов, каштанов в сахаре и глазированных орехов.

Кроме того, конфетный король был охоч до новинок и экспериментов. Раз – и на фруктовой фабрике уже освоили технологию производства глазированных фруктов. Первыми в России! До Абрикосовых таким промышляли только французы, которые кормили «стеклянными» фруктами своих королей. Недоступная заморская сладость вызвала страшный ажиотаж в России, глазурные сливы, черешни, персики даже конкуренты признали верхом мастерства.

Два – и в сладком ассортименте появился прадедушка киндера-сюрприза. К Новому году фабрика выпускала конфеты из тонкого шоколада с маленькой открыткой или бумажной игрушечкой внутри. Три – и обертка для конфет уже достойна рамочки на стене за свою красоту. Именно Абрикосов придумал изображать на шоколадках и вафлях животных и детей, а к рисованию оберток прикладывал руку даже художник Виктор Васнецов.

- Популярности изделий способствовала упаковка. Разнообразные по форме, с оригинальными рисунками, металлические, картонные, деревянные, обтянутые бархатом коробки, стеклянные банки… Потребитель часто хранил их уже пустыми долгие годы: ему просто было жалко выбрасывать такую красоту, - говорят в «Бабаевском».

Абрикосовская фабрика первой в России стала делать глазированные фрукты. Такую редкость готовили только во Франции. Фото: Музей истории шоколада и какао

Абрикосовская фабрика первой в России стала делать глазированные фрукты. Такую редкость готовили только во Франции. Фото: Музей истории шоколада и какао

Абрикосовские сладости обжились в нескольких городах: Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону. Большая семья Абрикосова жила в доме при фабрике. Силуэт этого здания, кстати, сейчас можно увидеть на эмблеме концерна «Бабаевский». Дело конфетного предпринимателя живо до сих пор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ольга СЮТКИНА, историк русской кухни:

- Названия некоторых конфет были просто фантазией создателей. А «Раковые шейки» действительно походили на хвост рака – поперечные полоски на карамели напоминали роговые пластинки на брюшке. А вот «Гусиные лапки» и сегодня вызывают споры. По легенде, карамель загущали гусиным жиром, но на самом деле все проще. «Гусиные лапки» - это клетчатые орнамент в текстиле. Такой рисунок был нанесен на абрикосовские конфеты. А уже в советскую эпоху рисунок заменили на полоски. «Утиные носики» представляли собой полую трубочку из карамели со сдавленными краями. Склеенные края напоминали утиные носы.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.