Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-5°
Boom metrics
Общество7 ноября 2023 10:17

Российские алкогольные компании выходят на биржу

Разбираемся, зачем отечественные производители выставляют свои акции на торги
Сегодня многим алкогольным компаниям необходимы инвесторы. Фото: freepik.com.

Сегодня многим алкогольным компаниям необходимы инвесторы. Фото: freepik.com.

Любой бизнес должен развиваться и идти вперед. Одним из инструментов расширения возможностей компании является первичное размещение акций на бирже или IPO (InitialPublicOffering). В последнее время в России появился любопытный тренд - на биржу стали выходить производители алкогольной продукции. В чем смысл этой стратегии и как это может отразиться на простых потребителях? Давайте разбираться.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Что же такое IPO? Если просто, то это когда компания предлагает инвесторам свои акции по определенной цене и получает деньги на развитие. Те же потом начинают торговать этими акциями друг с другом, и цена на них может как расти, так и падать. Такая схема помогает фирме привлечь дополнительные инвестиции для своего развития, а также оценить свою справедливую рыночную стоимость. Инвесторам IPO позволяет стать одними из первых публичных владельцев компании и заработать на дальнейшем росте цены ее акций.

- Логика IPO очень проста - это привлечение средств для роста, - объясняет экономист и ведущий программы «Где деньги, чувак?» на Радио «Комсомольская правда» (92,0 FM) Дмитрий Прокофьев. - Многим алкогольным компаниям необходимы инвесторы. Они же как раз находятся в положении поиска выгодных вложений. Дело в том, что после геополитических изменений в мире российский фондовый рынок во многом закрылся и возможностей для инвестиций стало меньше.

Эксперт отмечает, что сегодня статистика фиксирует рост потребления алкоголя в стране. Это достаточно стабильный и понятный рынок, куда можно смело вложиться и не прогадать.

- Еще один плюс IPO в том, что свободные торги акций компании на рынке позволяют более объективно оценить ее потенциал, - отмечает Дмитрий Прокофьев. - Если цена высока - значит, фирма успешна, имеет большие перспективы и интересна инвесторам. Сегодня в мире большинство крупных игроков алкогольного рынка давно привлекают средства на развитие именно через IPO. В России пока далеко не все производители крепких напитков готовы к такому переходу - для этого необходима определенная зрелость и серьезное присутствие на рынке, чтобы вкладчики были уверены в том, что компания может выполнять свои обязательства. Можно сказать, что выход на биржу - это билет в более высокую лигу.

Эксперт отмечает, что сегодня статистика фиксирует рост потребления алкоголя в стране. Фото: freepik.com.

Эксперт отмечает, что сегодня статистика фиксирует рост потребления алкоголя в стране. Фото: freepik.com.

ЗАДЕЛ НА БУДУЩЕЕ

В целом, для российского алкогольного рынка практика IPO не нова. Например, сейчас сейчас на московской бирже торгуются две отечественные компании - NovabevGroup (бывшая BelugaGroup; BELU) и «Абрау Дюрсо» (ABRD). Также недавно стало известно, что петербургская компания Ladoga объявила о планах провести IPO в 2025 году. Сейчас компания готовится к размещению дебютного облигационного займа на 2 миллиарда рублей.

По словам президента и совладельца компании Вениамина Грабара, в скором времени российский фондовый рынок отчасти восстановится.

- Я считаю, что будущее для открытого рынка - это компании, понятные физическим инвесторам, - заявил Вениамин Гарбар.

По мнению Грабара, компании FCMG-сегмента (FastMovingConsumerGoods, товары повседневного спроса) потенциально могут вызвать высокий интерес частных инвесторов. По его словам, это тот бизнес, который как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективе не имеет каких-то сверхъестественных рисков.

По словам Вениамина Грабара, в скором времени российский фондовый рынок отчасти восстановится. Фото: freepik.com.

По словам Вениамина Грабара, в скором времени российский фондовый рынок отчасти восстановится. Фото: freepik.com.

ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ

Особняком от глобальных тем стоит вопрос: как все эти изменения повлияют на продукцию компании и рядовых потребителей?

- Для покупателей мало что изменится, - отмечает Дмитрий Прокофьев. - Обычно, компании, которые торгуются на бирже, более внимательно следят за качеством своей продукции. Однако российские производители алкоголя и так делают достойный продукт, соответствующий всем необходимым стандартам. Так что можно говорить лишь о дополнительном стимуле умножать достоинства и преимущества своих товаров. На ценах в магазинах все это никак не скажется.

Если говорить о рынке крепких напитков в стране, то по оценке директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадима Дробиза, в ряде категорий доля российских компаний за последние годы значительно выросла. Например, среди виски и рома она достигает почти 50%, а в джине - уже 90%. Возможно, что дальнейшее развитие отечественных компаний повлечет за собой их желание также выйти на биржу.