Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+14°
Boom metrics
Новости компаний7 июня 2024 16:15

Капиталоемкость крупных инвестпроектов в России до 2030 года оценили в 70 трлн рублей

Об этом сообщили на дискуссии на ПМЭФ-2024, посвященной грамотной реализации подобных проектов
Капиталоемкость крупных инвестпроектов в России до 2030 года оценили в 70 трлн рублей.

Капиталоемкость крупных инвестпроектов в России до 2030 года оценили в 70 трлн рублей.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА. Перейти в Фотобанк КП

Как достичь наиболее эффективного сотрудничества между государством и частным бизнесом, обсудили на тематической дискуссии в пятницу, 7 июня, на ПМЭФ-2024. В ней приняли участие руководители крупных банков и компаний России, а также губернатор Тверской области Игорь Руденя, заммэра Москвы Владимир Ефимов и зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин. По мнению членов дискуссии, крупные инфраструктурные проекты, будь то автомагистрали, мосты или ж/д пути, служат не только серьезным стимулом экономического роста, но и развивают промышленное производство и дают новую жизнь целым городам.

Как отметил первый зампред председателя правления Сбера Александр Ведяхин, капиталоемкость крупных российских инвестпроектов до 2030 года оценивается в 70 триллионов рублей. И больше трети из этой суммы – это транспортная сфера. И если даже половину из этих проектов получится реализовать, это даст дополнительный 1 процент к ежегодному росту ВВП в России до 2035 года. Одним из примеров эффективного финансирования проекта назвали строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Петербург - Москва».

- Доля расходов бюджетов на инфраструктурные проекты в ВВП России сокращается. В 2019 году она была 1,9%, в 2023 году — 1,7%. По регионам мы видим снижение почти на 22% за аналогичный период прошлого года. Что делать? Нужно строить инфраструктуру: это огромнейший вклад в ВВП и большое влияние на экономику регионов. Где найти деньги? Выход, который мы видим, — это то, что мы вместе сделали в проекте по ВСМ, - порассуждал Ведяхин.

Как объяснил эксперт, для реализации подобных проектов трудно представить что-то лучше, чем партнерство между государством и частниками. Первые обеспечивают работу без рисков и выдают сам проект, а вторые дают деньги и привносят компетенции.

- На примере ВСМ скажу, что в итоге получает каждая из сторон, - продолжил Александр Ведяхин. – Государство, выделяя субсидии, возвращает их полностью за 10 лет, то есть ФНБ у нас предоставляется на возвратной основе. А РЖД за счет того, что расшивает Октябрьскую железную дорогу и ход, который они могут оставить для грузового транспорта, получает ещё примерно 500 миллиардов. Регионы-акционеры при этом даже за время стройки возвращают вложенные деньги просто за счет налогов, плюс дополнительные инфраструктурные эффекты и инвестиции, которые пойдут в эти регионы. И банки, которые в это вкладываются, тоже получают обратно свои деньги по рыночной доходности.

Эксперты пришли к выводу, что при таком сотрудничестве, инвестпроекты будут быстрее реализовывать. Ведь если затянуть – стоимость тут же взлетит. При этом государство должно быть готово потратить на проект в среднем от 40 до 50 процентов средств, остальное лишено смысла по экономическим соображениям.