Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+22°
Boom metrics
Звезды21 декабря 2023 13:52

«Решил добавить драмы»: Реставраторы Русского музея выяснили, что Брюллов переписывал свой шедевр «Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» Брюллова ждет большая реставрация впервые за 200 лет
Эпическое полотно Брюллова будут реставрировать почти год.

Эпическое полотно Брюллова будут реставрировать почти год.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Эпическое полотно «Последний день Помпеи» Карла Брюллова покинуло свое законное место в Русском музее. Но картина уехала не столь далеко. Ее переместили в соседнее помещение для реставрации.

- За 200 лет картину ни разу не реставрировали, - говорит директор Русского музея Алла Манилова. – В 19 веке с ней работали художники, которые дорисовывали какие-то утраты: трещины и т.п. В 1995 году картину решили отреставрировать, но тогда прошла только консервация. Специалисты усилили холст с обратной стороны дополнительным материалом, который теперь держит полотно, как фундамент здание. Спустя 28 лет мы приступаем к реставрации.

Алла Манилова - директор Русского музея.

Алла Манилова - директор Русского музея.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

В Русском музее вспоминают, что к 1995 году полотно было близко к утрате.

- В первые годы картина много путешествовала, - говорит художник-реставратор Ольга Кленова ее постоянно снимали и натягивали с подрамника. Холст был весь в дырах, особенно пострадал от старинных кованных гвоздей. Кроме того видны повреждения на самой картине, видно, как в разные годы их дорисовывали различные художники.

Работать над реставрацией будут пять человек.

Работать над реставрацией будут пять человек.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

По словам экспертов, сейчас с картины будет снят верхний слой пыли и грязи, который за два десятка лет осел на полотне. После завершения работы «Последний день» станет ярче, чем зрители привыкли видеть его сейчас.

Некоторых персонажей Брюллов писал с реальных людей.

Некоторых персонажей Брюллов писал с реальных людей.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

- Это будет всего лишь открытие авторских цветов, мы увидим картину такой, какой ее задумал Брюллов, - говорит заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин. - Реставрация продлится до октября 2024 года, после чего картина вернется на свое законное место. С полотном будет работать пять человек. А посетители музея смогут наблюдать весь процесс вживую. Мы разместились в одном из залов корпуса Бенуа. Рабочая зона будет отгорожена прозрачной стеной. Весь процесс реставрации будет открыт для посетителей.

После реставрации картина станет ярче.

После реставрации картина станет ярче.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

БРЮЛЛОВ УБИЛ СВОЕГО ПЕРСОНАЖА

Перед тем, как начать реставрацию картины, ее просветили с помощью инфракрасной камеры, которая показала места, где Карл Брюллов переписывал свое полотно.

- Обнаружено много мест на картине, где в процессе написания художник менял освещение и ракурс, - говорит художник-реставратор Ольга Кленова. - Например, в какой-то момент он решил сделать ярче отсвет от молнии. Менял положения рук и ног персонажей. Но самый яркий пример – художник умертвил девушку в правой части картины. Сейчас юноша держит в руках тело бездыханной невесты в венке из цветов. Но после анализа стало понятно, что изначально, девушка была жива, ее голова была поднята. Следы этого ее остаются на холсте. Но Брюллов решил добавить драмы.

В первой версии картины эта девушка была жива.

В первой версии картины эта девушка была жива.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Все эти наблюдения лягут в основу научной работы, которую планируют опубликовать после завершения реставрации.

«Последний день Помпеи» планируют отреставрировать к масштабной выставке, посвященной 225-летию Карла Брюллова, которая откроется в Михайловском замке.

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.