Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics

Космонавты – об освоении Вселенной: Скоро люди будут гулять по Луне и Марсу

Люди, побывавшие на орбите, съехались в Петербург, чтобы рассказать о своем бесценном опыте
Галина ЛЕСУНОВА
Огород на Красной планете – пока что фантастика из книг и фильмов. Но, возможно, совсем скоро она станет реальностью? Источник: Кадр из фильма

Огород на Красной планете – пока что фантастика из книг и фильмов. Но, возможно, совсем скоро она станет реальностью? Источник: Кадр из фильма

В год 60-летия полета человека в космос Петербург на неделю стал мировой столицей космонавтики и ракетостроения: город на Неве провел Международную конференцию по исследованию космического пространства (GLEX). Участниками космического форума стали ученые, инженеры, представители власти и бизнес-сообщества, а также действующие космонавты со всего мира. Столь масштабный конгресс прошел в России впервые.

Апофеозом конференции стала открытая дискуссия с космонавтами под символичным названием Face to Space (лицом к космосу. – Прим. ред.), организованная петербургским Комитетом по развитию туризма, Международной астронавтической федерацией и госкорпорацией «Роскосмос». Специалисты отрасли, студенты, школьники и просто все увлеченные космической тематикой смогли наконец из первых уст узнать, что там, в космосе.

ЧЕЛОВЕК ИЗ КОСМОСА

Одним из инициаторов проведения международного космофорума именно на берегах Невы стал петербургский космонавт Сергей Крикалев – человек, который провел на орбите 803 дня. В течение десяти лет Крикалев был мировым рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе, а сейчас находится на втором месте после еще одного российского космонавта – Геннадия Падалки.

За долгие месяцы вдали от дома Сергей Крикалев еще острее почувствовал, что родился в лучшем городе планеты. А потому, когда появилась возможность, решил показать Северную Венецию всем своим друзьям-космонавтам из разных стран мира.

– Мой первый полет – на «Союзе ТМ-7» – состоялся в 1988 году и сразу стал международным, – начал рассказ Крикалев. – Прибытие следующего экипажа задерживалось, и наша миссия продлилась почти полгода.

За первый полет Сергею Крикалеву присвоили звание Героя Советского Союза, а уже в 1991-м он вновь отправился на «Мир». Крикалев и командир экипажа Анатолий Арцебарский сделали шесть выходов в открытый космос. По плану на орбите космонавт должен был провести пять месяцев, но его попросили остаться и на следующую экспедицию. Крикалев согласился. «Космический марафон» продлился без малого год, в течение которого Сергей успел совершить еще один выход в открытый космос с другим экипажем.

Сергей Крикалев в общей сложности провел на орбите больше двух лет.

Сергей Крикалев в общей сложности провел на орбите больше двух лет.

Фото: Олег УКЛАДОВ

– Выход в открытый космос – это не то же самое, что прогуляться, развеяться. Скафандр – маленький космический аппарат, и каждый час за пределами корабля существенно дороже и рискованней, чем внутри него, – объясняет космонавт. – К тому же это физически сложно, но опыт и эмоции, конечно, бесценны.

Домой Крикалеву пришлось возвращаться не в СССР, а уже в совсем новую страну. За второй полет его удостоили звания Героя России.

С 1992-го Крикалева и еще одного российского космонавта, Владимира Титова, стали готовить к первому совместному российско-американскому полету на шаттле. Из двух кандидатов предстояло выбрать лишь одного, и в конечном счете остановились на Крикалеве.

– Подготовка шла в Хьюстоне. Пришлось осваивать шаттл, изучать новые технику, язык, культуру, – вспоминает космонавт. – В то время американцы много и успешно летали на шаттлах, совершая короткие полеты. Мы же делали упор на длинные дистанции. Это как спринт и стайер: в каждом случае нужны разные навыки. Сейчас и мы, и американцы эволюционировали, взяв друг у друга лучшее. Мы используем тренажеры, а они успешно готовятся к длительным полетам.

МЕЖПЛАНЕТНАЯ ОДИССЕЯ

Каково это, жить на космическом корабле? По словам астронавта из Канады Жюли Пейетт, которая провела в космосе 25 суток, каждый полет – это прежде всего долгая и кропотливая работа тысяч людей на Земле.

– Внутри космического аппарата все странно, – улыбается женщина-космонавт. – Нет ни верха, ни низа, поэтому можно хоть целый день сидеть на «потолке», а вокруг из-за невесомости будет плавать случайно выпущенный из рук карандаш.

Жюли совершила свой первый полет в 1999 году. Экипаж первым состыковался с еще пустой Международной космической станцией. Жили на борту шаттла, словно в кемпинге. В следующий раз Жюли увидела МКС лишь спустя десять лет. В сумме, чтобы построить станцию, человечеству пришлось совершить 45 полетов.

Свой первый полет Жюли совершила в 1999 году, когда Международная космическая станция еще только строилась. Фото: НАСА

Свой первый полет Жюли совершила в 1999 году, когда Международная космическая станция еще только строилась. Фото: НАСА

– Вид Земли из космоса – это потрясающе, – добавляет Жюли. – Нашу планету окутывает тоненькая голубая линия атмосферы – все, что обеспечивает жизнь на Земле. Каждые 45 минут день переходит в ночь, в итоге за сутки можно увидеть по 16 закатов и восходов.

Советский космонавт Александр Александров (у него на счету 309 суток в космосе) поделился еще одним наблюдением: земные тайфуны с космической высоты напоминают завитки на шкуре барашка.

– Каждый типичный день на орбите начинается с изучения программы на сутки, – рассказывает Александров. – Мы занимались строительством, экспериментами, внутренними приборами. Что-то чинили, что-то устанавливали заново. Обязательной была ежедневная тренировка на велотренажере и беговой дорожке, причем и для ног, и для рук. В сумме надо было осилить хотя бы четыре километра, но многие жертвовали дистанцией ради науки.

Подопытным Александрова в его втором полете был напарник Юрий Романенко: космонавт мониторил состояние его здоровья, выполняя ЭКГ и другие исследования. Сами были себе поварами, сами себе парикмахерами (а чтобы обрезанные волосы не разлетались при стрижке, приходилось сразу подхватывать их пылесосом). Проводили и детские эксперименты с зажжением спички в невесомости (которую потом по-взрослому гасили огнетушителем). А в свободное время космонавты записывали на камеру песни с орбиты, ведь в полете Романенко освоил гитару и стал сочинять музыку.

ЗАЧЕМ АСТРОНАВТУ ПОДУШКА

Напарником Крикалева в его втором полете стал Франц Артур Фибек – первый в истории австрийский космонавт. Во время его единственной миссии на свет появилась его дочка Карина. Малышку показали космонавту по видеосвязи.

– В космосе привычные земные вещи работают иначе. Полотенце, например, не впитывает воду. Проблемы и с зубной пастой (поэтому зубы приходилось чистить марлевой салфеткой в форме напальчника, пропитанной составом), – рассказывает астронавт. – Умывальник с водой на космических кораблях так и не прижился: вода просто прилипает к руке, словно гель. Именно поэтому и душ в космосе особенный – паровой, и унитаз работает иначе, наподобие пылесоса.

Виды с борта космического корабля запоминаются на всю жизнь. Фото: Иван ВАГНЕР

Виды с борта космического корабля запоминаются на всю жизнь. Фото: Иван ВАГНЕР

А вот со сном на борту «Союза ТМ-13», где в составе экипажа жили Фибек и Крикалев, было все более-менее стандартно. Правда, укладываться приходилось в пристегиваемый спальный мешок. Да и подушка с периной в невесомости были ни к чему, ведь спать, зависнув в воздухе, и так мягко.

Питались космонавты, как и сегодня, сублимированной пищей. Если нужно было приготовить суп или чай, его приходилось упаковать в пакет с клапаном, через который добавляли воду.

Любопытно, что многое из космического быта впоследствии прижилось и на Земле. И речь не столько о продуктах питания, сколько о технологиях и медицине. Так, методики работы передвижных медицинских лабораторий и телемедицина начинались именно на орбите.

СВЕЖИЙ ВКУСНЫЙ ВОЗДУХ

Самые невероятные эмоции космонавт испытывает – нет, не глядя в иллюминатор на Землю, – возвратившись домой.

– Когда мы приземлялись в ходе моего первого полета в 1983 году, было облачно, а потому вертолеты не могли быстро подлететь к месту, где мы в итоге оказались. Силы шли по земле, – рассказывает Александров. – И вот мы приземлились. Тишина. Командир Владимир Ляхов выполз, весь чумазый. Я остался внутри: не мог отстегнуться. Ждали помощи минут 20 – и все это время жадно вдыхали вкусный свежий морозный воздух, потому что устали от воздуха на корабле, где пахнет пластиком и железом. А в голове крутилось: «Ты на Земле, ты выполнил все, что нужно».

Кеннет считает, что освоение Вселенной прежде всего должно объединять разные нации и народы. Фото: НАСА

Кеннет считает, что освоение Вселенной прежде всего должно объединять разные нации и народы. Фото: НАСА

Американский астронавт Кеннет Дуэйн «Сокс» Бауэрсокс после экспедиции на МКС в 2002-2003 годах из-за накладки вернулся домой на российском «Союзе». Тогда впервые команда из США приземлилась в Казахстане.

– Ранее я летал только на шаттлах, а они входят в атмосферу по-другому: ничего не видно, – делится космонавт. – Когда же мы приземлялись на «Союзе», все было иначе: голубое небо, птички. Хотя мы оказались в другом полушарии, было стойкое ощущение, что мы дома.

БРАТСТВО ОРБИТЫ

Это на Земле есть место политическим спорам и экономической конкуренции, а в космосе все давным-давно поняли, что работать лучше вместе. Космонавты планеты зовут друг друга братьями, несмотря на разные гражданство, национальность и языки, и продолжают дружить на Земле.

– Геополитические ситуации бывают разными, но мы, космонавты, остаемся прежними – добрыми друзьями. Нас объединил космос, – отмечает Думитру Дорин Прунариу, единственный румынский космонавт, герой СССР. – В 1981-м мы создали Ассоциацию участников космических полетов, и сегодня она насчитывает более 400 членов из 39 стран мира.

Возвращение на Землю после многих месяцев – невероятные эмоции. Фото: Роскосмос

Возвращение на Землю после многих месяцев – невероятные эмоции. Фото: Роскосмос

Как отмечает Сергей Крикалев, лидерство и остывание – стадии единого живого процесса, но в сложном деле освоения космоса Россия и США работают вместе в одном направлении. Правда, если раньше к полетам толкал научный интерес, то сегодня драйвером развития стало создание техники для военных и гражданских целей.

– Часто спрашивают о частной космонавтике в России и в пример приводят Маска, – отмечает Крикалев. – Но ведь и в России космос осваивают силами частных компаний с разной долей государственного участия. Ракеты строит коммерческое предприятие, запчасти – тоже, даже кормят космонавтов в рамках госзаказов частники. Интеграция бизнеса в космос зависит только от его развития. Чем больше конкуренции, тем лучше.

«ОБЪЕДИНИТЬ ЛЮДЕЙ ИЗ РАЗНЫХ КУЛЬТУР»

Каким будет освоение космоса в будущем? В этом вопросе астронавты солидарны: перспективные точки – Луна и Марс.

– Следующий серьезный шаг – движение за пределами орбиты: полеты к Луне, а потом и на Марс. Однако для этого нужна техника, и в этом направлении сейчас идет основная работа, – рассказывает Сергей Крикалев. – Несомненно, на околоземной орбите тоже что-то останется в качестве первой ступеньки космической лестницы, но как все это будет выглядеть, покажет только время.

Для успешного продвижения вглубь космоса нужны международные усилия и разумно выстроенная экономическая система.

– Сейчас мы можем работать в новых программах и говорить о новых станциях, которые будут приземляться на Луну и Марс, – отмечает Кеннет Бауэрсокс. – Гагарин полетел ради всего человечества, и дальнейшая работа – это возможность объединить людей из разных культур и нацией. Хочется, чтобы международный экипаж приземлиться на Марс и это увидели наши дети.

На корабле представители разных стран живут и работают вместе и продолжают дружить после полетов. Фото: Иван ВАГНЕР

На корабле представители разных стран живут и работают вместе и продолжают дружить после полетов. Фото: Иван ВАГНЕР

Впрочем, для начала важно собрать массив достоверной информации о той планете, куда собирается ступить человек.

– Роботы с обонянием, зрением способны будут передать среду почти ощущениями человека, – обращает внимание Александр Александров. – Нельзя так сразу взять и отправить экспедицию на Марс, где скорость бури достигает 200 километров в секунду.

В перспективе и на Луне, и на Марсе могут появиться человеческие колонии.

– Уже скоро появятся коммерческие космические рейсы и сверхзвуковые аппараты. Мы вернемся на Луну и начнем там строиться, – говорит Жюли Пейетт. – На Марс сейчас мы смотрим взглядом робота, но когда-нибудь сможем сфотографировать его панорамы лично. Когда-нибудь люди будут гулять по Луне и Марсу. Нас уже не будет, но наши потомки будут оглядываться на эту эру освоения космоса и улыбаться.

ДОСЛОВНО

«Петербург – город космического наследия. У нас есть космонавты и астронавты, учебные заведения космической тематики. Мероприятия GLEX-2021 готовились в непростых условиях, подготовка шла в течение года. И то, что мы смогли их принять, свидетельствует: в Петербурге все прекрасно работает. Регион первым в России присоединился к международной программе Safe Travels, а в гостиницах города безопаснее, чем дома. Мы провели конференцию с большим удовольствием, она стала украшением города».

(Сергей КОРНЕЕВ, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.)

ВОПРОС – РЕБРОМ

Как вы поняли, что хотите стать космонавтом?

Александр АЛЕКСАНДРОВ (Россия):

– В детстве я не мечтал стать космонавтом, тогда еще и не летали. Однако меня всегда привлекала авиация. А когда я стал работать под началом Королева, появилось желание покорить космос. Еще на эре пилотируемых полетов Королев пришел к выводу, что от опыта отлетавших людей будет зависеть, как все человечество станет продвигаться в технологическом плане в целом.

Жули ПЕЙЕТТ (Канада):

– Наследие Гагарина и опыт американских астронавтов вдохновляли космонавтов долгие годы. И я тоже захотела стать космонавтом, что было странно для маленькой девочки.

Думитру Дорин ПРУНАРИУ (Румыния):

– С детства хотел летать, но не знал, как. Строил модели. Стал авиаинженером. Случайно оказался в нужном месте в нужное время и понял, что хочу стать именно космонавтом. Началась подготовка, увлекся – и вот я на космическом корабле.