Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+12°
Boom metrics
Общество29 сентября 2021 16:39

Поехали! Как развивается общественный транспорт в Ленобласти

Ежегодно автобусами и электричками пользуются десятки миллионов человек
Основную ставку регион делает на железнодорожный транспорт: скоростные поезда и легкорельсовые трамваи.

Основную ставку регион делает на железнодорожный транспорт: скоростные поезда и легкорельсовые трамваи.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

17 районов, 69 городов и городских поселков, почти 2900 сел. В Ленобласти живет немногим меньше 2 миллионов человек, а летом, за счет дачников, в разы больше. Ленинградцы ездят не только между городами и районами, но и приезжают в Санкт-Петербург - отдыхать, работать. Петербуржцы в свою очередь постоянно мотаются в область. А значит, им всем нужен удобный и доступный общественный транспорт - от автобусов до электричек.

ЧТО ИМЕЕМ

Чтобы понимать суть изменений, которые планируют и уже реализуют в регионе, надо сначала рассказать, что жители области имеют сейчас. Здесь видов транспорта пока что всего два: автобусы и пригородные поезда.

- Сейчас пассажирское железнодорожное сообщение есть почти со всеми центрами муниципальных районов и городами Ленинградской области, - рассказывают в пресс-службе областного комитета по транспорту. - Самые загруженные маршруты между Санкт-Петербургом и крупными городами области обслуживают «Ласточки».

Кроме того, в области 18 автовокзалов и автостанций. Они расположены в крупных городах: Выборге, Кировске, Волосове, Всеволожске, Кингисеппе, Лодейном Поле, Луге, Подпорожье, Сланцах, Тосно, Бокситогорске, Ивангороде, Киришах, Пикалеве, Тихвине, Светогорске, Сясьстрое и Волхове. Оттуда уходят автобусы не только в соседние районы, но и в другие регионы России. И даже, как это было до пандемии, в разные страны - например, в Финляндию.

Сегодня большинство ленинградцев передвигается на маршрутках и автобусах.

Сегодня большинство ленинградцев передвигается на маршрутках и автобусах.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Городских жителей в регионе становится все больше. С 2016-го - на 10,6 процента (это в два раза больше общих темпов роста в Ленобласти). А самые крупные районы - и это логично - те, которые граничат с Петербургом: Всеволожский, Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский, Кировский и Выборгский. Здесь живет больше половины от всего населения региона.

- Объем ежедневной трудовой маятниковой миграции, то есть количества людей, которые каждый день ездят на работу из области в Петербург и наоборот, составляет порядка 250 000 человек, - подсчитали в комитете. - Конечно, основной пассажиропоток ориентирован на Петербург.

Логично, что в таких условиях каждый маршрут между регионами на вес золота. Отмени один автобус - и десятки, а то и сотни людей опоздают на работу, на учебу. Так, когда Санкт-Петербург в преддверии перехода на новую модель транспортного обслуживания планировал отменить восемь коммерческих маршрутов, связывающих поселения Всеволожского, Ломоносовского и Кировского районов со станциями метрополитена, на их защиту практически грудью встали в области.

- В результате маршруты удалось сохранить, - вспоминают в комитете. - А также перевести их в регулируемый тариф, чтобы могли спокойно ездить льготники.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

85,4 миллиона человек - объем перевозок пассажирским транспортом в Ленобласти.

36,2 из них ездят в электричках.

49,2 миллиона перевозят пассажирские автопредприятия.

КОНКРЕТНО

Какие важные маршруты сохранили?

- Маршрут № 530 Бернгардовка - Санкт-Петербург, Финляндский вокзал обеспечивает эксклюзивную транспортную связь с Красногвардейским и Калининским районами Петербурга.

- Маршрут № 181 - единственный социальный из Новоселья до станции метро «Проспект Ветеранов».

- Маршрут № 521 - единственный социальный в сообщении Форносово - Аннолово - Федоровское - станции метро «Купчино».

В разряд социальных перевели:

- № 687 Ропша - Ломоносов

- № 515 садоводство «Сады» - станция метро «Ломоносовская»

- № 468 садоводство «Восход» - станция метро «Улица Дыбенко».

До 2027 года новые пути протянут до Сертолова, до 2027 года - до Ораниенбаума.

До 2027 года новые пути протянут до Сертолова, до 2027 года - до Ораниенбаума.

Фото: Олег ЗОЛОТО

5 ПРОЕКТОВ В ИНТЕРЕСАХ АГЛОМЕРАЦИИ

Пригородные электрички между Кудрово и «Волковской»

Позволят перераспределить ежедневный поток пассажиров и снизить нагрузку на станцию метро «Улица Дыбенко» - возможности ее вестибюля уже исчерпаны.

Сроки для Кудрово ориентировочно 2023 год, для Новосаратовки - конец 2024-го.

Строительство метро от «Улицы Дыбенко» до станции «Кудрово» с электродепо «Правобережное»

Соглашение о сотрудничестве в этой сфере между правительствами двух регионов было заключено еще в 2013 году. Оно включает в себя продление линии метро в Кудрово, Янино и Бугры.

Завершить строительство должны до конца 2025 года. Сегодня уже разработана предпроектная документация, а также проект планировки территории линейного объекта в границах Санкт-Петербурга.

Предварительная стоимость проекта составляет 57 миллиардов рублей.

Пригородные электрички от Сертолова через Левашово до Финляндского вокзала

Это проект обеспечит транспортную связь с городом Сертолово. Благодаря ему станет доступнее НИИ онкологии имени Петрова, расположенный в Песочном.

Сейчас Октябрьская железная дорога заканчивает разработку проектной документации. Ее передача на госэкспертизу запланирована в первом квартале 2022 года. Планами железной дороги срок реализации проекта предусматривается в конце 2023 года.

Саму железнодорожную платформу планируют разместить в районе пересечения железнодорожных путей и Индустриальной улицы в Сертолове. А потом на ее базе хотят создать транспортно-пересадочный узел.

Пассажирская железнодорожная платформа в Лавриках

Этого давно ждут жители новых жилых комплексов - порядка 20 000 человек. Уже направлено обращение в РЖД о включении строительства пассажирской железнодорожной платформы в Лавриках в планы работы железной дороги.

Пассажирская железнодорожная платформа в Новогорелове

Здесь планируют разместить транспортно-пересадочный узел «Новогорелово». Ленинградская область собирается в 2022 году разработать проект планировки этой территории.

Поездки в 45 процентах пригородных маршрутов можно оплатить безналично и даже бесконтактно.

Поездки в 45 процентах пригородных маршрутов можно оплатить безналично и даже бесконтактно.

Фото: Олег ЗОЛОТО

КУРС НА РАЗВИТИЕ

Сейчас систему общественного транспорта в Ленобласти развивают «по всем фронтам». В комитете только и успевают перечислять, что уже сделано.

В Мурино и Янино - новые маршруты

Они появились в этом году и связали новостройки со станциями метро. Для жителей западного Мурино начал работу маршрут № 205А, который соединил Ручьевский проспект и станцию метро «Проспект Просвещения». На линию вышли 10 современных низкопольных автобусов. В Янино-1 8 таких же машин обслуживают маршрут № 533 «ЖК «ЯсноЯнино» - ЖК «Землянино».

Автобусам - большое обновление

Подвижной состав меняют поэтапно. Перевозчики покупают автобусы из собственных средств, а область в качестве поддержки предоставляет субсидии на приобретение низкопольных и газомоторных машин.

Наличка не нужна

Банковские карты, смартфоны и смарт-часы, «Подорожник»… Поездки в 45 процентах пригородных маршрутов сегодня можно оплатить не только безналичным способом, но и бесконтактно.

Как рассказали в областном правительстве, до конца 2021 года перевозчики планируют полностью завершить обновление парка валидаторов и обеспечить возможность приема банковских карт на всех пригородных маршрутах региона.

ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!

Ленинградцы часто просят власти изменить трассу какого-то маршрута и очень огорчаются, когда им отказывают. В комитете по транспорту назвали три причины, почему не все так просто:

- недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Примерами являются Кудрово, Мурино, Янино-1.

- отсутствие достаточного количества отстойно-разворотных площадок, наличие бесхозных автодорог, недостаток оборудованных остановочных пунктов и перегруженность основных магистралей.

- большое количество крупных ЖК и коттеджных поселков, расположенных в значительной удаленности от трасс магистральных автобусных маршрутов. Из-за этого приходится дублировать отдельные маршруты более чем на 80 процентов. Это перегружает дорожную сеть.

Пока в области открыта лишь одна станция метро, и этого мало.

Пока в области открыта лишь одна станция метро, и этого мало.

Фото: Артем КИЛЬКИН

ТРАНСПОРТ В УЗЛЕ

Сейчас в Ленобласти разрабатывают проекты двух межрегиональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Девяткино» и «Кудрово». Концепцию первой очереди уже одобрили на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством министра транспорта Российской Федерации.

Также вместе с РЖД идут работы по созданию ТПУ на базе железнодорожных станций Сертолово, Ивановская, Новогорелово.

- Создание транспортно-пересадочных узлов с вместительной территорией позволит снять существующие ограничения и обеспечить жителей агломерации необходимым уровнем транспортного обслуживания, создаст благоприятную городскую среду и коренным образом улучшит дорожно-транспортную ситуацию на стыке двух регионов, - уверены чиновники Ленобласти.

ПО РЕЛЬСАМ, ПО ШПАЛАМ

Еще одна концепция, на этот раз по развитию железнодорожных перевозок, была разработана в прошлом году. Она тоже касается жителей не только области, но и Петербурга, поэтому ее согласовывали губернаторы обеих регионов.

О чем идет речь? До 2024 года нужно продлить пригородное железнодорожное сообщение в Сертолово, до 2027 года - запустить скоростные электрички по направлению Гатчина - Токсово, Ораниенбаум. В этот же срок планируют организовать такое движение во Всеволожск, Тосно, Выборг, Гатчину.

Пока жители Бугров и Сосновой Поляны ждут подземки, их выручит трамвай на рельсо-струнной эстакаде.

Пока жители Бугров и Сосновой Поляны ждут подземки, их выручит трамвай на рельсо-струнной эстакаде.

Фото: Олег ЗОЛОТО

ВОПРОС - РЕБРОМ

А что метро?

Единственная станция метро «Девяткино» в Мурино в масштабах региона, скажем честно, маловата. И власти понимают: нужно искать еще варианты.

Один из них - метро в Кудрово. Это системообразующий для агломерации межрегиональный проект. Речь идет о транспортно-пересадочном узле с междугородным автовокзалом, перехватывающими автомобильными парковками, железнодорожной платформой, остановочными пунктами автобусных и трамвайных маршрутов.

Но этого тоже мало. Поэтому в Ленобласть через несколько лет придет скоростной трамвай, на котором жители Всеволожска (микрорайон «Южный») поедут к метро «Ладожская».

- Также прорабатывается проект создания наземной путевой трассы на рельсо-струнной эстакаде по маршрутам поселок Бугры - станция метро «Парнас» и Сосновая Поляна - ЖК «Новоселье», - уточнили в комитете по транспорту.