Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-5°
Boom metrics
НовостиОбщество26 октября 2012 15:07

В час пик на личном авто в Петербург не пустят?

Минтранс готовит революционный законопроект для двух столиц
Алена БЕЗМЕНОВА

ПОТЕРЯЛИ МИЛЛИАРДЫ

В ближайшие годы пробки в городе могут исчезнуть. Совсем. Похоже, транспортники нашли для мегаполисов таблетку от заторов. Правда, лекарство получится горьким. Экс-председатель комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, а ныне заместитель министра транспорта России Николай Асаул рассказал о почти готовом законопроекте, который позволит властям крупных городов вводить запрет на проезд. Как один из возможных вариантов использования этого документа - ограничение движения личного транспорта в часы пик в центре. Мера - крайне непопулярная, но, как сходятся во мнении эксперты, практически необходимая. Соглашаются, но, все же, с оговорками.

От серьезных пробок страдают все. Слова пусть и банальные, но если только задуматься - из-за заторов люди опаздывают на работу, кто-то этой самой работы лишается из-за систематических задержек. Тратится значительно больше топлива, расход машин увеличивается чуть ли не в полтора раза. Растут и вредные выбросы в атмосферу. Гибнут нервные клетки, людей не успевают довезти до больницы. Дальше - страшнее, водители в поисках объездных путей вылетают на придомовые аллеи, тротуары, сбивают пешеходов. Петербург по самым скромным подсчетам из-за пробок в год теряет несколько десятков миллиардов рублей. Делать с этим что-то надо, но как поступать - решают уже несколько лет. А в это время проблема становится все острее, и по принципу «само рассосется» уже действовать нельзя.

МОЖЕТ, ОБОЙДЕМСЯ ПЛАТНОЙ ПАРКОВКОЙ?

Легче в тех городах, которые еще только отстраивают, где-то можно расширить улицу, снести лишний дом, построить второй ярус. На этом выживают Америка и Китай. Там для каждой проблемной трассы легко могут добавить пару лишних полос. А вот в мегаполисах с устоявшейся архитектурой так просто ситуацию не разрешить. Если в Европе уже много лет действует грамотная градостроительная политика, по которой все мало-мальски важные общественные, деловые, политические и торговые комплексы уводят на окраины, то Петербург в этом отношении слишком централизован. Только офисных зданий в Центральном районе не меньше сотни. В них трудятся тысячи сотрудников. Все они ежедневно отправляются на работу с окраин. В итоге утром все дороги забиты по направлению в центр, а вечером не протолкнуться уже в обратную сторону. Снять напряженность поможет децентрализация города.

- Необходимо рассредоточить ведомства по городу, - считает экс-председатель комиссии по транспортному комплексу петербургского ЗакСа Игорь Риммер. - Делать это надо было еще вчера. Теперь придется догонять. Дополнительными виадуками ситуацию уже не спасти. Если новый съезд улучшает транспортную обстановку на пять процентов, то количество машин за это время увеличивается на десять-пятнадцать. За ним не успеть.

Так же Игорь Риммер настаивает, что в центре Петербурга необходимо ввести платную парковку.

- В Лондоне, где действует система, многие против. Когда проводили опрос к юбилею стояночной службы, жители пожелали, чтобы она исчезла, - рассказывает Риммер. - Но по улицам столицы Англии проехать легко! Потому что драконовское наказание неминуемо. А у нас на узких улочках бросают свои машины, и ничего не боятся.

Однако полностью инициативу по запрету на въезд в центр Петербурга Риммер не поддерживает.

- В таком виде закон принимать нельзя, - считает экс-депутат. - Надо разработать комплекс мер, одной таблеткой все болезни не вылечишь. Например, необходимо вначале построить несколько дополнительных станций метро, улучшить автобусное, троллейбусное и трамвайное сообщение, а уж потом ограничивать личный транспорт.

ПОЙДЕМ ПЕШКОМ

Общественный транспорт уже не справляется с потоком пассажиров. Подземка, по оценке экспертов, уже переполнена на десять процентов. Дополнительные тридцать процентов, то есть тех, кто сейчас отправляется на работу на личной машине, метро просто-напросто не выдержит. То же самое и с наземным транспортом. Да и еще одна проблема, если вводить дополнительные маршруты, то надо прописать дополнительные затраты на покупку подвижного состава, найти водителей. Если уже сейчас компании-перевозчики жалуются на недостаток квалифицированных кадров, что же ожидает впереди?

Вторая сложность, которая, вполне логично проявится - где оставлять водителям свои автомобили? Вот добрались они со своих окраин до границы запретной зоны, дальше что?

- В Петербурге несколько лет назад открывали одну перехватывающую парковку за другой, - вспоминает специалист в области дорожного хозяйства Никита Быстров. - Старались выбрать участки поближе к метро. Однако земли у подземки уже давно застроены торговыми и развлекательными центрами. То есть, участков нет. Разве они появятся из воздуха? Развитие метрополитена в городе не идет семимильными шагами, новые станции открывают обычно уже в плотно застроенных кварталах.

ПОПРАВКИ ПРИНИМАЮТСЯ

Необдуманным решение Минтранса считает председатель комитета по транспорту Госдумы Александр Старовойтов:

- Сомневаюсь, что 99 процентов автолюбителей просто так пересядут на общественный транспорт. Думаю, что депутаты двух столиц вряд ли проголосуют за то, против чего выступают те, кто их избрал.

Но, скорее всего, Старовойтов не видит проблему, так, как ее рассматривают на местах. Член комиссии по транспортному комплексу Петербурга Максим Резник все же выступает за ограничения.

- Центр действительно перегружен, - говорит депутат ЗакСа. - Выхода два: либо его перестраивать, либо ограничивать тут движение. Горожане должны понять, что важнее все же культурное наследие, а, значит, ограничения неизбежны. Хотя полный запрет на въезд - это слишком радикальная мера.

Как бы то ни было, окончательного варианта законопроекта, разрабатываемого в Минтрансе, пока нет. Поэтому обсуждают только его теоретическую часть. Над предложениями работали около года. Когда документ полностью сформируют, его рассмотрят в парламенте. Планируется и общественное обсуждение.

- Законопроект вывесят на сайте, каждый гражданин России сможет внести в него правки, - уточнили в Министерстве транспорта.

А сейчас свои предложения в документ вносят в профильных ведомствах регионов.

КСТАТИ

О платном въезде в центр Петербурга говорят, начиная с двухтысячных годов. За это время было столько слухов, что и не перечесть. В интернете даже гуляли расценки на проезд - единичный и многоразовый. Предлагали сделать и исключительно платную парковку на улицах центральных районов. Но пока из ограничительных мер приняли только одну, ввели для Москвы и Петербурга увеличенный штраф за стоянку с нарушением и вернули платную эвакуацию. Некоторые улицы это разгрузило, например, теперь Гончарная практически свободна для проезда.

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

Вводить запрет на въезд для личных автомобилей - идея не новая. В советское время транспортники уже практиковали такую схему. На некоторых улицах висел знак «движение запрещено», а внизу табличка, уточняющая время действия запрета. По этим дорогам мог двигаться только общественный транспорт и машины, за рулем которых сидят инвалиды, все остальные водители искали объезд или вовсе не совались в этот район.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В интернете уже появились призывы ограничить продажу автомобилей. Блогеры готовятся создать целое движение.

«Мы считаем, что в законопроекте Минтранса надо прописать еще и требование: «Одна семья - одна машина», - считает пользователь под ником garobas.