Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-7°

В Петербурге подъем «Булгарии» подготовили в рекордные двое суток

В обычное время специалисты потратили бы минимум две недели
"Булгарию" достанут со дна, чтобы установить причины трагедии.

"Булгарию" достанут со дна, чтобы установить причины трагедии.

«Булгария» затонула днем в воскресенье, а в понедельник вечером на совещании под руководством главы МЧС Сергея Шойгу решили – теплоход с восемнадцатиметровой глубины надо поднимать.

Проект поручили 40-му НИИ Минобороны в Петербурге. Его возглавляет Герой России капитан первого ранга Андрей Звягинцев. На счету ученых – подъем «Курска». Заказ на оснастку отдали петербургскому предприятию «Севзапканат», на тросах которого тянули подводную лодку.

В отличие от современного и крепкого «Курска», 56-летняя «Булгария» потребовала другого решения. Дряхлый теплоход подцепят снизу стальными "полотенцами" и словно на руках вынесут на поверхность. «Комсомолка» узнала подробности подготовки проекта и изготовления оснастки. Они беспрецедентны.

В понедельник вечером сотрудники 40-го НИИ и «Севзапканата» уже оговорили детали, составили техзадание. Начальник конструкторского отдела предприятия Лев Иванов засел за компьютер в два ночи, а рано утром он привез разработку грузозахватного приспособления. Его подправили и запустили в производство.

На изготовление тросов, сварных «полотенец» и сборно-металлических конструкций «Севзапканат» потратил двое суток. Притом, что оснастка для подъема «Булгарии» уникальна.

- В обычном режиме такой заказ мы бы выполнили недели за две, - сказал корреспонденту «Комсомолки» главный инженер предприятия Борис Кудряшов. – Ребята – от резчика до специалиста - работали по две смены подряд, спали по три-четыре часа.

В шесть вечера в среду основную часть оснастки отгрузили с цехов. Еще через три часа – остальное. А рано утром в четверг борт МЧС с двадцатью тоннами оборудования приземлился в Казани.

«Булгария» лежит на правом борту. По предварительным данным, теплоход сначала поставят на киль. Для этого под ним протянут 42-миллимитровые тросы – по три с кормы и носа – и закрепят на коромыслах. От них к плавучему крану пойдут стальные канаты, каждый из которых выдерживает до пятисот тонн. Затем тросы заменят «полотенцами» – прочными стальными листами длиной двадцать метров, и на них уже поднимут теплоход на поверхность.

- Будем молиться, чтобы посудина выдержала и не сложилась, - говорит Борис Кудряшов. – Качество тросов гарантируем.

Впрочем, возможно, схему еще подкорректируют. Подъем перенесли с шестнадцатого июля на девятнадцатое. Начальник 40-го НИИ Андрей Звягинцев, который, пожалуй, единственный, кто знает все подробности, хранит молчание. Возможно, из суеверия.

- Все, что могу вам сказать – я на месте гибели теплохода и останусь здесь до конца операции, - сообщил Андрей Николаевич.