Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
27 июля 2011 13:08

Легендарный оператор Эдуард Розовский умер за рулем

Неуправляемая машина врезалась в ограждение шоссе

Новость о неожиданной гибели Эдуарда Розовского просто повергла всех в шок. И не только его родных и коллег, но и обычных поклонников кино. Ведь на счету Эдуарда Александровича – около восьмидесяти замечательных фильмов. Многие из них («Белое солнце пустыни», «Человек-амфибия», «Начальник Чукотки», «До Сезар де Базан», «Сильва») стали шедеврами во многом благодаря работе кинооператора.

В свои 84 года (в декабре Розовский собирался отметить 85-летие) Эдуард Александрович работал – преподавал в Институте Кино и телевидения. Еще десять лет назад, в 75, снимал фильмы.

Во вторник днем легендарного Мастера не стало. Эдуард Розовский умер за рулем.

«Комсомолке» удалось выяснить некоторые подробности происшедшего.

- Мы видели Эдуарда Александровича в последний раз как раз в день его гибели, в 15 часов, - рассказали «КП» коллеги Розовского по кафедре операторского искусства Университета кино и телевидения. – Он выглядел как всегда, собирался съездить на пару дней на дачу, в Грузино. Но не доехал…

Трагедия случилась на 15 километра Приозерского шоссе. Как позже рассказали коллегам Розовского врачи «Скорой», он умер прямо за рулем. По всей видимости, сердечный приступ, спровоцированный аномальной жарой (точную причину смерти назовут позже).

На этом участке шоссе нужно повернуть направо. Но неуправляемая машина с уже мертвым Розовским поехала прямо и врезалась в ограждение дороги.

- Машина покорежена, а на Эдуарде Александровиче – ни царапины, - с горечью рассказали «КП» очевидцы.

Как узнала «КП», лет двадцать назад Розовский уже пережил один инфаркт. Кроме того, у него были больные легкие: снимая «Человека-амфибию», он слишком долго пробыл под водой и получил декомпрессию.

Розовский был женат вторым браком.

- Я вчера узнала об этом и очень плакала, слезы просто сами потекли из глаз, - рассказала «КП» актриса Татьяна Ткач, снимавшаяся у Розовского в «Белом солнце пустыни». - Это был удивительный человек, и не только высочайший профессионал, но и яркая личность. Признаться, я была в него по-человечески влюблена. И тот редкий случай, что за всю жизнь не разочаровалась. Мы поддерживали отношения. Когда он женился второй раз, спросил как-то: «Таня, а в каких спектаклях ты играешь? Мне надо обязательно ходить в театр на хорошие постановки, а то в душе образуется пустота». И он с новой женой пришел на «Лес» по Островскому. Приходил на «Господ Головлевых». Ему все было интересно! Поэтому и был молод и душой, и телом. И не существовал, а жил. А знаете, почему он умер именно так? Когда я узнала о беде, сразу подумала: «Как Гога Товстоногов».

Тот тоже вышел из театра, но до дома не доехал. Машину с ним нашли на обочине: почувствовав себя плохо, успел съехать с дороги… Оба жили в движении и ушли также. Розовский был красивый был человек. И умер красиво.

Мы позвонили Анастасии Вертинской, героине того самого «Человека-амфибии», и вот чем поделилась с нами актриса:

- Страшно жаль, что Розовского не стало. Он был высокопрофессиональным оператором и невероятно талантливым человеком. Когда мы снимали «Человека-амфибию», еще не было никаких навороченных подводных камер, специальных осветительных приборов для подводной съемки... А он с помощью той немудреной техники, которая у него была, смог создать убедительный и удивительный мир. После Жак-Ива Кусто мы уже знали, насколько красив подводный мир с его разноцветными рыбками и прочей живностью. Розовский мог пойти этой проторенной дорожкой, но выбрал другой путь. Именно благодаря ему море в «Человеке-амфибии» - территория изысканного минимализма, подчеркивающая одиночество главного героя.

А еще Розовский был невероятно мужественным и понимающим человеком. Торчать под водой весь день, пока актеры отснимутся, - это непросто. Он же не спортсмен-подводник! Он замерзал, получал травмы, но всегда был вежлив и невозмутим. Он обожал актеров. Есть операторы капризные, с которыми работать тяжело. Розовский был не из таких. Меня, например, бывало, слепил свет софитов. «Эдик, - говорила я ему в таких случаях. - Слишком ярко, можешь что-нибудь сделать?» Он невозмутимо отвечал: «Конечно, сейчас я закрою софит шторкой».

Он получал невероятное удовольствие от своей работы. Именно на таких, как он, держалось советское кино...

Справка «КП»

Эдуард Александрович Розовский родился 14 декабря 1926 года в Ленинграде. В 1950 году окончил операторский факультет ВГИКа. До 1955 года работал оператором студии «Леннаучфильм». Затем - оператором-постановщиком «Ленфильма». Принимал участие в съемках 78 фильмов.

Был профессором Петербургского Государственного Университета Кино и Телевидения. Заведовал кафедрой операторского искусства.

Народный артист России.

Дважды получил Государственная премия России: за фильм «Старые стены» и «Белое солнце пустыни». Имеет Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и множество кинопризов.

Лучшие фильмы:

«Дон Кихот»

«Человек-амфибия»

«Начальник Чукотки»

«Белое солнце пустыни»

«Царевич Проша»

«Сильва»

«Дон Сезар де Базан»

«Женитьба Бальзаминова»