Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Звезды6 октября 2005 22:00

Владимир Бортко: Помню каждую строчку из романа «Мастер и Маргарита»

Знаменитый петербургский режиссер рассказывает о работе над фильмом, который с нетерпением ждут зрители всей страны Съемки завершены, роли озвучены, в эти дни компьютерщики колдуют над виртуальными образами героев. Очень хочется поскорее узнать, как все получилось? После «Собачьего сердца», «Афганского излома», «Блондинки за углом», «Бандитского Петербурга» и «Идиота» никто не сомневается, что - наверняка хорошо. Но все же мы ждем и волнуемся. Вот и позвонили Владимиру Владимировичу узнать все из первых рук.
Источник:kp.ru

- Ну что про меня сейчас писать? - так начался наш разговор. - Лучше после выхода фильма, когда ругать будут… Хотя, может кто-то и похвалит. Пишите лучше про актеров, компьютерщиков, художников… Вот Геллу, например, играет непрофессиональная актриса Таня Ю. - «Ю» - это псевдоним или фамилия? - Мы придумали ей такой псевдоним, еще, когда она снималась у меня в фильме «Цирк сгорел, а клоуны разбежались». Она там, пардон, Смерть играла. Почему-то нам показалось, что не может Смерть носить фамилию Школьник. Смеясь, мы ей даже биографию придумали. Отца корейца, мать мексиканку и что вообще она - специалист по узелковому письму индейцев майя... А на самом деле Таня каскадер и вместе с мужем учила Анну Ковальчук делать все трюки, перевороты. Вот учила она ее, учила, а я наблюдал за этим процессом. Должен сказать, что Таня - красивая женщина, с очень неординарной внешностью. А Геллы тогда еще не было. И мне кажется, что не случайно. Посмотрел я еще раз на Татьяну и говорю: «Приходи-ка ты завтра на съемки!» Сейчас я понимаю, что интуитивно все время представлял себе Геллу с лицом актрисы Ю. - Маргариту, говорят, вы тоже долго искали. - Не удивительно. «Чертовски хороша», так написано о ней в романе. К тому же Маргарита - умная женщина, об этом тоже упомянул писатель Булгаков. Увы, вместе эти свойства встречаются не столь часто. Кроме того, мадам превращается в ведьму, знакомится с Сатаной и при этом, хотелось бы, что бы зритель все-таки верил в происходящее на экране и сочувствовал ей. Сложный образ. Но сегодня не сомневаюсь в правильности утверждения Анны Ковальчук. Обратить внимание на Анну посоветовали художники Володя Светозаров и Марина Николаева, работающие со мной на картине. Я глянул на Ковальчук в одном из сериалов, понял, что в Анне есть не только внешняя привлекательность, но и глубина. Подумал: почему бы и нет? Потом она три раза проходила пробы: приходилось убеждать сомневающихся. - Тех, кто деньги дает? - Тех, кто сильно рискует своими деньгами. Она замечательная актриса и настоящий профессионал. Каскадер дублировала ее всего раз, когда надо было прыгать в воду с шестиметровой вышки. Все остальное она делала сама, а там очень сложные трюки. В сценах полета веревки больно впивались в тело, но она мужественно все терпела. Но, надеюсь, зрители мук Анечки не заметят, а будут наслаждаться игрой талантливой и очень красивой актрисы. Мнение не только мое, но и ее партнеров по фильму, а уж они кое-что повидали на съемочных площадках. - Интересно, кто еще пробовался на Маргариту? - Об этом неэтично говорить. Может возникнуть ощущение, что мы взяли лучшую актрису, а худших - не взяли. А это не так. Мы взяли на роль актрису, которая, как мне кажется, наиболее точно соответствует тому, что я думаю по поводу образа Маргариты. Просто Аня по каким-то параметрам, по каким-то качествам мне показалась ближе всех к этому образу. И я очень доволен, что она играла эту роль. - А Дима Нагиев? Вас не смущало, что он вел скандальную программу «Окна»? - А какая мне разница, какую передачу он вел? При полном уважении к работе коллег, надеюсь, все же, что фильм минимум на десяток лет переживет эту, как говорят, скандальную передачу. Дима - хороший актер, красивый парень и типаж совершенно необычный. «Слишком красив» - как сказано в книжке. Так оно и есть. - Вот интересно, сколько раз вы читали «Мастера и Маргариту»? - До работы над фильмом читал раза два, а когда писал сценарий - две тысячи раз. Могу сказать, что помню в романе каждую строчку. «Идиот» точно так же. Хотя кое-что, конечно, уже забылось, но многое хоть сейчас процитирую. - Все сейчас пишут в основном про мистику книги… - Действительно, существует стереотипное мнение, что «Мастер и Маргарита» - мистическая книжка, а я считаю, что социального в ней гораздо больше, чем мистического. На Западе подобной литературы было много, а у нас этот роман оказался единственным, столь отличающимся от социалистической реалистической продукции. Все это оказало колоссальное влияние на читателей, потому роман и оказался окруженным такой мистикой. Тут уместно вспомнить, что существовал такой писатель, как Гете, который тоже касался мистических тем и умер, но вовсе не по воле Мефистофеля.

- И все же некоторые отказались сниматься? - Актеры - люди эмоциональные, пугливые, некоторые действительно отказались сниматься. Что интересно - все москвичи. У них там аура, наверно, такая. А у нас город простой, областной. Климат здесь реалистичнее, ветер с Невы выдувает из головы дурные мысли. Во всяком случае, у нас литературных героев не боятся. Подобные страхи, похоже, сконцентрировались в Белокаменной. Там все крестятся, через плечо оглядываются, ждут других проявлений потусторонних сил. Но москвич Безруков не отказался, и сыграл прекрасно! - А еще говорят, что вы только на второй раз сняли этот фильм. Почему не получилось в первый? - Обошлось без мистики. В 2000 году работа сорвалась из-за того, что вовремя не урегулировали вопрос с авторскими правами. Вот, собственно, и все. Сомневаюсь, будто Воланд причастен к тому событию. - Хотели сделать, но не договорились о правах? - Наверно, так. Но сейчас усилиями продюсирующих структур - Телеканала «Россия» и компании «Централ Партнершип», которой теперь и принадлежат права, ситуация разрешилась. - Вы сейчас успешный режиссер. Бывали ли у вас тяжелые времена? - С 1992 года по 1996 год я не снимал ничего. Мы жили в нищете, втроем с женой и сыном, который тогда учился в Университете. Занимал у режиссера Мамина по 100 долларов, за что ему огромное спасибо. - Отдали? - Отдал. В те годы я даже поставил спектакль «Царь Эдип» в Эрмитажном театре, Андрей Толубеев был Эдипом. В зале - 200 человек, а у нас - 13 актеров из 4 театров, 70 человек оркестра Капеллы под управлением Чернушенко, 40 человек хора и балетная труппа в 20 человек. И декораций пять тонн. С деньгами помог город. Собчак подписал, Кудрин перевел на счет, как раз хватило на декорации. Четыре раза сыграли, за что я до сих пор благодарен Эрмитажному театру. - А кино совсем не снимали? - Тогда кто-то снимал какие-то странные кооперативные фильмы: все думали, что достаточно снять голых женщин и взрывающиеся машины и разбогатеть. Увы, оказалось, что все значительно сложнее. Как говорит Жванецкий: «Без специалиста ни-ку-да!». И вот энергичный Саша Капица, Царство ему небесное, нашел где-то деньги и предложил снимать первые «Улицы разбитых фонарей». Собрались мы на Ленфильме (помню себя, Рогожкина), он дал нам книжку почитать, и каждый выбрал, что ему понравилось. На серию отводилось 10 тысяч долларов, смешные деньги, но тогда это было спасение! Я снимал под именем «Ян Худокормов». - Говорящая фамилия! - А потом фильм не взяли. Все крутили носами: ведь никто раньше такого не снимал, и никто в это не верил. Наконец Первый канал рискнул - и этот первый сериал лихо побил бразильские. Я считаю, что эти «маленькие фильмы» спасли большое кино. - Актеров вы сейчас пригласили тех же, что и тогда наметили? - В главных ролях остались практически те же люди, за небольшим исключением. У вас играют достаточно «взрослые» актеры. Во-первых, как вы думаете, сколько лет, например Воланду? Во-вторых, мне важнее, какие они актеры, а не их возраст. А актеры эти - Басилашвили, Лавров, Гафт, Абдулов, Филиппенко! Цвет и гордость нашего искусства. - Говорят, у вас много компьютерной графики? - Если честно, волнуюсь больше всего по поводу компьютерной графики, из-за нее можно загубить всю работу. У нас графики больше, чем весь «Гарри Поттер» с графикой и без графики... - А стоит сколько? - Намного дешевле. В Америке этот фильм стоил бы десятки, если не сотню миллионов долларов. У нас, естественно, нет таких денег. Что же, будем уповать на методы не безывестного «Левши». Будем надеяться, что результат окажется удовлетворительным. Задействованы 4 компьютерных студии: в Уфе, московская фирма и две питерских, под руководством Олега Кондратьева. Олег переводил мои пожелания на понятный компьютерщикам язык. - Как вы сами оцениваете всю работу? - Я доволен результатом. Что касается зрителей - пусть они оценивают. Ждать осталось не долго! Елена ЛИВСИ. livsi@kppublish.ru Фото Стаса Левшина и из архива «КП».