Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды6 декабря 2005 22:00

«Мастер и Маргарита»: на съемках было страшно

Премьера фильма Владимира Бортко должна состояться 19 декабря Актриса, сыгравшая Маргариту, поверила Владимиру Бортко: мистики в романе Булгакова нет, а есть социальная сатира. Но иногда на съемках все-таки бывали моменты, когда актрисе становилось не по себе.
Источник:kp.ru

Премьера фильма Владимира Бортко должна состояться 19 декабря Актриса, сыгравшая Маргариту, поверила Владимиру Бортко: мистики в романе Булгакова нет, а есть социальная сатира. Но иногда на съемках все-таки бывали моменты, когда актрисе становилось не по себе. - Реально страшно было, когда мы снимали в пруду прилет на шабаш, - рассказывает Анна Ковальчук. - Это было в парке Лесотехнической академии, очень красивое место, особенно ночью, когда все освещено. Место сумасшедшее, я даже не ожидала, что в центре города такое есть. И там весь шабаш был снят. В середине пруда есть остров, на котором живет семейство крыс. И они отплывали за едой на большую землю и возвращались. А мне надо было пройти по кромке воды. И вот когда они мимо меня проплывали, я им - «Кыш, кыш!», а они же у себя дома, чувствуют себя совершенно спокойно - вот это был неприятный момент, страшноватый. Я не то, чтобы боюсь крыс, но неприятно ходить голыми ногами непонятно по какой грязи да еще рядом с крысами. Городские крысы большие, грязные, не очень доброжелательные. - А как сами съемки проходили? - В сцене шабаша включали музыку (у нас музыка Корнелюка), чтобы ведьмы танцевали. Представьте: лес, ночь, ведьмы танцуют голые. - А как «голые»? Вам какой-то костюм облегающий сшили? - Нет. На шабаш Бортко придумал с Владимиром Светозаровым такой костюм из листьев: вроде как Маргарита нырнула в пруд и вынырнула в тине. Некоторые листья как бы прилипли к телу в виде юбочки - чтобы не быть уж совсем голой: от этого ведь никуда не деться, потому что такой образ... А на груди ничего нету. Все увидите! - А юбочка-то как у туземцев? - Да-да-да, листья и искусственные и настоящие - была полная импровизация. Еще в фильме есть такой момент, когда Маргарита срывает ветку и примеряет к себе, и раз - она уже в листьях! Это же сказка такая, для взрослых! - Летали, как Копперфилд? - Ну да, на ниточке, как у Копперфилда. В НИИ протезирования сделали специальный корсет, под цвет кожи, неблестящий. Все это закрепляется на поясе, два карабина, чтобы найти центр тяжести. А тросы потом на компьютере «убираются». В этом корсете мне было очень легко перевернуться. В фильме Маргарита делает и кульбиты, и перевороты - чего только не делает. И садится на швабру, и соскакивает со швабры, и переворачивается в воздухе. Моя гример мне говорит: «Я не могу на тебя смотреть, как ты кувыркаешься! Я отворачиваюсь!» Видимо, со стороны какие-то сложности были. И вверх ногами приходилось висеть... ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Этот роман принесет еще массу сюрпризов Почти 40 лет тому назад вышел одиннадцатый номер журнала «Москва», в котором была напечатана первая часть романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» со вступительным словом Константина Симонова. Очень скоро появились комментарии известных драматургов, многие из которых недвусмысленно намекали: «Этот роман принесет еще немало сюрпризов». Получается, они как в воду глядели. Больше всего это касается экранизаций шедевра отечественной культуры. Югославский режиссер Александр Петрович приложил руку к так называемому «югославскому кинематографическому чуду» 60-х годов. Все шло хорошо, пока Петрович совместно с итальянскими коллегами не приступил к работе над «Мастером и Маргаритой», пригласив на главные роли звезд мирового кино Уго Тоньяцци и Алена Кюни. Было это в 1972 году. Но затем раздался грозный окрик советских властей, и картину положили на долгое время на полку, а сам Петрович вынужден был покинуть страну. Другой не менее знаменитый режиссер Анджей Вайда все в том же 1972 году на деньги немецкого телевидения приступил к работе. Правда, он снимал не весь роман, а ограничился лишь его выборочными эпизодами. Картина называлась «Пилат и другие». Главную роль исполняла звезда польского кино Ян Кретчмар. Практически сразу после окончания съемок он умер. Еще одну экранизацию затеял польский режиссер Мацей Войтышко. Работа закончилась в 1988 году, а в СССР ленту в течение пяти вечеров (это был мини-сериал) крутили два года спустя. И наконец наша отечественная кинопродукция. К роману прицеливался Элем Климов, но ему тогдашний министр кинематографии Филипп Ермаш заявил: «В этом веке такого фильма не будет!». Затем за работу засучив рукава взялся Юрий Кара. В 1993 году ему удалось все-таки закончить съемки. Фильмом заинтересовался Каннский кинофестиваль. И тут же возникла неожиданная проблема - продюсеры решили не отдавать ленту Юрию Каре. Цена выкупа достигала 15 миллионов долларов. Суды следовали один за другим, режиссер выигрывал процессы, но воз и ныне там... Хотя еще два года тому назад актер Виктор Павлов, сыгравший роль Бегемота, клятвенно обещал корреспондентам «КП», что лента выйдет осенью. Разговор меж тем проходил в августе 2003 года. КСТАТИ Работа над «Мастером и Маргаритой» не прошла бесследно для съемочной группы. Сначала умер оператор Евгений Гребнев, затем погиб замдиректора картины, следующим ушел из жизни Роман Ткачук, умер Михаил Данилов, сыгравший Берлиоза, трагически погибла Елена Майорова... Сложно сказать, было ли это каким-то образом связано со съемками и Булгаковым. Но факт остается фактом... Елена ЛИВСИ. livsi@kppublish.ru и Игорь КАРАСЕВ. karasev@kppublish.ru Фото Ольги Моисеевой и из архива «КП».