Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+3°
Boom metrics
Звезды20 февраля 2008 22:00

Чего испугался Сталин?

Или почему вождь запретил обласканную славой картину «Моя Родина»
Источник:kp.ru
Иосиф Хейфиц вместе с мамой. Снимок сделан 
в 20-е годы прошлого века.

Иосиф Хейфиц вместе с мамой. Снимок сделан в 20-е годы прошлого века.

Хотелось бы верить, что самый тяжелый период для знаменитой на весь мир киностудии «Ленфильм» уже позади. Во всяком случае, ее приватизация сегодня приостановлена. Между тем 30 апреля мы будем праздновать 90-летие киностудии. Именно в этот день появился на свет ее «прародитель» - Петроградский кинокомитет Союза северных коммун. «КП» начинает серию публикаций, в которых известные деятели кино рассказывают не только о картинах, которые принесли славу киностудии, но и о фильмах, незаслуженно забытых потомками. Чудесный подарок французов Сегодня мы поговорим о картине режиссеров Иосифа Хейфица и Александра Зархи «Моя Родина». Наш собеседник - петербургский кинорежиссер Дмитрий Светозаров, сын Иосифа Хейфица. - В начале 90-х годов прошлого века группа французских кинодокументалистов приехала к нам на дачу в Комарово делать фильм о моем отце, - вспоминает Дмитрий Иосифович. - Поговорили, поснимали. Все было замечательно. Когда пришло время уезжать, один из гостей презентовал папе видеокассету, на обложке которой было написано «Моя Родина». Так называлась картина, которую все считали безвозвратно утерянной. Представляете состояние отца, когда у него в руках вновь оказалась «пропавшая» лента, которую он снял 60 лет тому назад. В фильме, правда, отсутствовали две части. Но то, что картина все-таки осталась «живой», он посчитал настоящим чудом. Чайник в подарок Премьеру фильма приурочили к знаменательной дате. 23 февраля 1933 года советский народ праздновал очередной День Красной армии. Показ прошел на ура. Передовицы центральных газет пестрели хвалебными статьями, актеры рассказывали о работе над фильмом. А режиссеры уже проделывали дырки на лацканах пиджаков для правительственных наград. Политуправление Красной армии даже наградило Зархи и Хейфица ценными подарками - электрическим чайником и радиоприемником «Рекорд», как вдруг… Вредная картина О том, что случилось дальше, Иосиф Хейфиц написал в своей книге «Пойдем в кино!»: «Победителями мы уехали в отпуск на юг, захватив с собой подаренный чудо-чайник и оглушенные хором добрых пожеланий… Возвращаясь из отпуска, на последней перед столицей станции я купил газету в надежде прочитать новые хвалебные отзывы. Развернув лист, я почувствовал, как от прочитанного кровь бросилась мне в голову и тотчас отхлынула. Я едва не потерял сознание. Вверху второй полосы на самом видном месте жирными сантиметровыми буквами, какими обычно печатают сенсационные сообщения, шириной в две колонки стояло: «Моя Родина» воспрещена к демонстрированию по всему СССР как вредная». Оказалось, что однажды Сталину показали этот фильм. Реакция вождя выразилась в одной фразе, которую он продиктовал Лазарю Кагановичу: «Картина «Моя Родина» запрещена как вредная. Подумал еще немного и буркнул: «ТАСС!» Много лет спустя Александр Зархи в передаче «Намедни» привел высказывание Сталина: «Этот фильм не мог сделать советский человек». В ожидании «воронка» - Вернувшись в Ленинград, мой отец и Александр Зархи две недели безвылазно просидели по домам, - улыбается Дмитрий Светозаров. - Боязливо выглядывали на улицу, не подъехал ли за ними черный «воронок»? Затем раздался звонок руководителя «Совкино» Бориса Шумяцкого, который пригласил Хейфица и Зархи в столицу. - Чтобы исправиться, вы должны снять достойный, патриотический фильм о Красной армии, - сказал чиновник от кино. И в скором времени на экраны вышла лента «Горячие денечки», о которой Хейфиц очень не любил вспоминать. И все же: чего или кого мог испугаться Сталин, посмотрев картину. - Сейчас об этом только можно догадываться, - продолжает Светозаров. - Может быть, ему не понравился эпизод боя у пограничного моста, когда погибла вся рота, или сильно снятый эпизод вступления белых войск в пылающее село, или его напугал барон Унгерн? Но факт остается фактом: фильм больше нигде и никогда не показывали. А летом 1992 года в фильмохранилище Госфильмофонда в Белых Столбах случайно была обнаружена единственная уцелевшая копия (без нескольких частей) этой картины. ТОЛЬКО ФАКТЫ Самый первый фильм «Уплотнение», снятый на «Ленфильме», был выпущен в прокат 7 ноября 1918 года. Режиссеры Александр Пантелеев, Николай Пашковский, Анатолий Долинов. 30 апреля 1918 года основан кинокомитет Союза северных коммун (Киносев) - прародитель киностудии «Ленфильм». Свое нынешнее название студия получила в 1934 году. Первый звуковой фильм «Одна» вышел на экраны в 1931 году. Режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Фильм был сначала снят в немом варианте, а потом озвучен. Первый цветной фильм - «Мусоргский» (1950). Режиссер Григорий Рошаль. Первый совместный фильм - «Герои Шипки» (СССР - Болгария, 1954). Режиссер Сергей Васильев. Первый широкоэкранный фильм (со стереозвуком) - «Дон Кихот» (1957). Режиссер Григорий Козинцев. Первый широкоформатный фильм - «Крепостная актриса» (1963). Режиссер Роман Тихомиров. Эмблема «Ленфильма» (на фото) впервые появилась в титрах фильма «Рабочий поселок» (1965). Режиссер Владимир Венгеров. Эмблему создали художник Марина Бологовская и оператор комбинированных съемок Эдгар Штырцкобер. О ЧЕМ ФИЛЬМ Рабочее название картины «Мост». Главный герой ленты - китайский паренек Ван. Обитатель ночлежки, голодный оборванец, он стал настоящей находкой для вербовщиков-белогвардейцев. Они его одели- обули, дали в руки винтовку и приказали защищать мост от красноармейцев… В фильме снимались: Борис Хайдаров, Янина Жеймо, Людмила Семенова, Олег Жаков.