В Феодосии стояла такая жара, что актеры нередко пользовались зонтиками.
(Продолжение. Начало см. в номерах «КП» от 21 февраля, 6, 13 и 20 марта) Дело новое, стоящее «Освоение широкого экрана дело для нас новое, и оно отнимало немало времени. Недавно, будучи в Париже, я просмотрел много широкоэкранных фильмов и теперь был убежден, что принцип широкого экрана - горизонтальное построение сцен - тоже себя оправдает» - так писал о новшествах в кино народный артист СССР Николай Черкасов в своей книге «Четвертый Дон Кихот. История одной роли», вышедшей ровно 50 лет тому назад. Новым этапом в работе знаменитой киностудии стала экранизация легендарного романа Сервантеса «Дон Кихот». Картина вышла на широкий экран 23 мая 1957 года и стала первой широкоэкранной, снятой в нашем городе. Ленту снимали долго - почти полтора года. Работали над ней очень тщательно. В итоге результат превзошел все ожидания. Привычная роль Так уж получилось, что Черкасов играл Дон Кихота бесчисленное количество раз. Впервые - в ранней юности, когда он, будучи артистом массовки Мариинского театра, ехал в одном из эпизодов на лошади в глубине сцены вместо великого Шаляпина в опере Жюля Массне «Дон Кихот». Затем исполнил эту же роль в балете Людвига Минкуса. А на сцене ленинградского ТЮЗа он сыграл великого испанца более 150 раз в пьесе Александры Брунштейн. Интересно, что Санчо Пансу играл не менее знаменитый Борис Чирков. Зрители неистово аплодировали звездной паре, когда эти персонажи выезжали на трехколесных велосипедах, к которым были прикреплены головы коня и осла. И уже перед самой войной, будучи актером Театра им. А. С. Пушкина, Черкасов получил роль в пьесе Михаила Булгакова «Дон Кихот». На обед - в латах Самым трудным делом в процессе съемок был грим актеров. Его эскиз вместе с ленфильмовским художником-гримером Василием Горюновым разработал выдающийся художник Серебряного века Натан Альтман. Процедура гримирования Дон Кихота занимала без малого два часа (для сравнения, грим Санчо Пансы накладывали всего за 45 минут). При таком раскладе повторно гримироваться в течение дня было физически невозможно, и актерам приходилось приспосабливаться. Все натурные съемки проходили в Восточном Крыму, в районе Феодосии. Поначалу руководство студии хотело снимать эпизоды в Армении, но потом от этой идеи отказались - Феодосия как нельзя лучше походила на знойную Ламанчу. Все в той же книге Николай Черкасов вспоминал, как его возили на обед в Коктебель, в Дом творчества писателей. Не сняв грима, в рыцарских доспехах он возникал на кухне и неповторимым басом жалобно просил: - А не накормят ли здесь люди добрые странствующего рыцаря? Отказов, разумеется, никогда не было. Васька подобрел из-за куска мяса Особняком на съемках стал эпизод со львом. Живой хищник, которого Черкасов ласково называл то Василием Цезаревичем, то просто Васькой, долго не хотел слушаться никаких киношных команд. Помог знаменитый дрессировщик Борис Эдер. Вот что об этом вспоминает сам актер в своей книге «Четвертый Дон Кихот. История одной роли». - Ну что, мой благородный друг, одиноко ли тебе в Испании? - спрашивал странствующий рыцарь льва. В этот момент дрессировщик опускал палочку с нанизанным на нее мясом вниз, и лев послушно опускался на лапы. Затем следовала опять моя реплика: «Мне тоже», после чего лев получал заслуженно заработанный кусок мяса. Неточный осел Помимо льва у съемочной группы возникли проблемы и с ослом. В одном из эпизодов это миролюбивое животное вдруг заупрямилось. Никакие уговоры не помогали. Но потом, видимо, в мозгу у ослика что-то щелкнуло, и он нехотя стал выполнять команды режиссера. Эпизод сняли, но режиссер картины Григорий Козинцев остался очень недоволен работой, заметив при этом, что мизансцены выполняются неточно. На что получил исчерпывающий ответ Юрия Толубеева, исполнявшего в фильме роль Санчо Пансы: - Это вы ему скажите. И раздраженно кивнул в сторону животного. Васильев был кинодвойником Знаменитому актеру в момент съемок было за 50. В картине у него было 110 съемочных дней. Сниматься приходилось на жаре, в тяжелой рыцарской амуниции. И в сценах, требовавших наибольшего физического напряжения, Черкасова подменяли дублеры. Чаще всего - Владимир Васильев. Они, кстати, и в жизни были очень похожи, а в гриме так и вовсе их было не отличить. Есть даже снимок, на котором Черкасов и Толубеев запечатлены со своими дублерами после игры в волейбол. СПРАВКА «КП» Фильм - экранизация одноименного романа Сервантеса «Дон Кихот». Сценарий Евгения Шварца. Режиссер Григорий Козинцев. В ролях: Дон Кихот - Николай Черкасов, Санчо Панса - Юрий Толубеев, Карраско - Георгий Вицин, Герцог - Бруно Фрейндлих. «Ленфильм» (1957), цветной, 10 частей, широкоэкранный, стереозвук. ПРИЗЫ «Фемина дю синема» и почетный диплом на МКФ в Брюсселе (Бельгия) в 1958 году. Почетный диплом на XII МКФ в Сан-Себастьяне (Испания) в 1964 году. Специальная премия и диплом жюри Национальной федерации киноклубов на XII МКФ в Сан-Себастьяне (Испания) в 1964 году.