Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Интересное9 апреля 2008 22:00

Адмиралы Северного флота спасли «Торпедоносцев»

Знаменитую картину хотели положить на полку [редкие кадры]
Источник:kp.ru
Прследний полет Федора Черепца (актер Алексей Жарков)

Прследний полет Федора Черепца (актер Алексей Жарков)

Известный кинорежиссер Семен Аранович, к сожалению, умер в 1996 году после тяжелой болезни. Историю «Ленфильма» нельзя представить себе без его творчества.

Вспоминает друг Арановича петербургский киновед Евгений Аб.

Статья в «Комсомолке» легла в основу фильма

- В начале 70-х годов Семен пришел на «Ленфильм», - рассказывает Евгений Соломонович. - Для игрового кино он был дебютантом, хотя в документалистике уже был известен. Его первая картина «Красный дипломат», выпущенная в 1971 году, сразу поразила специалистов и зрителей. В художественный фильм Аранович очень органично включил кадры хроники. Эта лента стала новым словом в эстетике документализма.

Однажды на глаза сценаристу Юрию Клепикову попалась статья, напечатанная в «Комсомольской правде», - продолжает Аб. - В ней рассказывалось о том, как в 1942 году группа архангельских семиклассников отправилась на птичьи базары, расположенные на одном из островов Новой Земли. Ребята хотели таким образом запастись продуктами. Но когда они добрались до базаров, на остров неожиданно высадились фашисты…

Так возник строгий и пронзительный сценарий, который очень точно перенес на экран Семен Аранович. Сложность возникла с поездкой на Новую Землю - туда можно было попасть только по спецпропускам. В итоге нашли похожий по ландшафту остров в Карском море.

Картина «Летняя поездка к морю» (1978) удалась. Но чиновникам она пришлась не по душе.

- Очень скучный и неэстетичный фильм у вас получился, товарищ Аранович, - сказали режиссеру киноначальники на приеме ленты в Госкино. - Можем присвоить ей только третью категорию.

Это означало только одно - вся группа потерпела творческую неудачу. А значит, никаких постановочных и прочих премий. Только голый оклад. Тем не менее зрители в то время искали в репертуарах кинотеатров именно этот фильм. Их не интересовала категория. Они хотели увидеть на экране историю, которая бы затрагивала самые тонкие струнки души.

Неизвестное продолжение

Даже получив такой удар, Аранович продолжал жить этой историей. В том же 1978-м он снял (правда, уже на киностудии документальных фильмов) продолжение этой картины. Под названием «Встречи на острове». По сюжету на том же острове, но уже в конце 70-х встречаются две группы. Одна - это повзрослевшие ребята, которые ходили в 1942-м за продовольствием, другая - юннаты, наблюдающие за птицами. Режиссеру удалось очень остро сопоставить два поколения советских людей. Эту картину Семен Давидович снял всего в двух частях (около 20 минут экранного времени), скорее, для самого себя. Неудивительно, что эту ленту так никто и не увидел. Кроме коллег Арановича.

23 поправки к ленте

В ряду многих картин Арановича особняком стоит одна - «Торпедоносцы» (1983). Она удостоилась Государственной премии СССР и многих других наград.

- Я долго шел к этой картине, - как-то признался Абу сам Семен Давидович. - После летного училища сам летал в тех же местах, что и герои ленты. С того момента, как я ушел из авиации и поступил во ВГИК, мне все время хотелось снять такой фильм. Иногда мне казалось, что я просто обязан был это сделать.

Для Семена Арановича главной задачей было максимально приблизить происходящее на экране к действительности. Почти вся картина снималась оператором Владимиром Ильиным в стиле военной кинохроники, а цветовая гамма очень точно подбиралась художником Исааком Капланом нарочито неяркой, передающей качество старой фотографии.

- В «Торпедоносцах» около 40 персонажей, - объяснял свой замысел режиссер. - Судьбы героев взаимосвязаны, хотя единой сюжетной линии и нет. Фильм снимался на Севере. В Авиационном музее Северного флота сохранились уникальные самолеты военного времени. Были даже натуральный «мессершмитт» и найденный в тундре сбитый торпедоносец ИЛ-4. Поставили на него мотор и радиоаппаратуру. И этот самолет во время съемок даже самостоятельно выруливал на старт.

Но самое серьезное испытание было впереди - прием в Госкино. Ведь к созданию литературной основы ленты приложил руку «запрещенный» режиссер Алексей Герман (сценарий был написан его женой Светланой Кармалитой. - Прим. авт.). После первого просмотра Аранович получил от Госкино список из 23 поправок, что означало конец фильму - его надо было просто переделывать. Но произошло невероятное. Аранович пошел на штурм министерства. На просмотр он пригласил едва ли не все командование Северного флота. Картину о жизни и сражениях военных летчиков береговой авиации морские командиры приняли на ура! В итоге Госкино вынуждено было принять картину без единой поправки.

Редкие кадры смотрите здесь