Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+16°
Boom metrics
Общество11 ноября 2008 22:00

Крановщик погиб, попытавшись вылезти из падающего крана

Подробности трагедии в Великом Новгороде. Если бы не случайность, жертв могло быть гораздо больше
Источник:kp.ru

Дочь увидела вещий сон

Утром девятилетняя Маша проснулась вся в слезах. Ей приснилось, что умерла ее мама. Когда поняла, что это был всего лишь сон, обрадовалась. Все родные живы-здоровы. Но позднее оказалось, что сон был в руку. Правда трагедия в тот же день случилась не с мамой Тамарой, а с любимым папой Мишей.

Для сорокасемилетнего крановщика Михаила Трошкова Машенька была поздним и долгожданным ребенком. От первого брака у него два взрослых сына. А с Тамарой Новиковой решил официально отношения не оформлять. Просто стали жить вместе и растить общую малышку-дочь.

- Он даже в декретном отпуске с ней сидел, - удивила нас Тамара. – С четырех месяцев и до двух лет. Тогда получилось, что я зарабатывала больше, поэтому и решили, что останется дома. Да Миша и не возражал. Души не чаял в своем позднем ребенке. И она отвечала ему взаимностью.

Не считая декретного отпуска, Михаил Трошков отработал крановщиком в Управлении механизации №268 Великого Новгорода двадцать шесть лет.

- Это был ас своего дела, - поделилась с нами инспектор отдела кадров УМ-268 Валентина Осипова. – Он разбирался в своем деле досконально. И кран знал от и до, и все тонкости своей профессии.

В последние дни перед происшествием Михаилу везло. Стройка, на которую его направили, находилась в двух шагах от своего дома. А поэтому можно было на обеде бегать домой, кормить Машеньку, которая училась во вторую смену. Так получилось и в тот злополучный день 11 ноября. Он покормил дочку супом, поиграл с ней в карты и отправил в школу, а сам вновь забрался в кабину крана на высоту седьмого этажа, намереваясь вечером, как обычно, забрать Машу после уроков.

В трагедии виновата сломанная ось

- Это случилось в половине третьего дня, - рассказал нам причины трагедии главный инженер УМ-268 Леонид Гринштейн. – Кран двигался по рельсам. И в это время переломилась ось флюгера, то есть одной из четырех опор, на котором стоит кран. Нижняя часть оси выпала. Кран проехал еще метров пятнадцать, пока верхняя часть соединения с опорой не стала под огромной нагрузкой изгибаться.

В это время кран стал медленно крениться, его развернуло к строящемуся дому, и он уперся стрелой в верхние этажи.

- Скорее всего, в это время Михаил Николаевич и попробовал выйти из кабины, - добавил генеральный директор УМ-268 Виктор Володин. – В такой ситуации очень трудно предположить, как поведет себя человек. Он, видимо, решил, что так ему дастся спастись. Хотя, если бы он остался внутри кабины, однозначно остался бы жив.

В это время стрела крана согнулась, он завалился на бок, и крановщика сбросило с площадки, на которую он вышел. Руководители управления считают, что первая версия, высказанная специалистам Ростехнадзора, что Трошкова выбросила из кабины при ударе, не состоятельна. Во-первых, кран падал медленно, а во-вторых, дверь кабины крановщика открывается внутрь. Но в причинах самого падения крана, никто уже не сомневается – это поперечный перелом оси опоры. Почему она сломалась, это уже предстоит разбираться экспертам. То ли заводской брак, то ли усталость металла.

Удивительно, что буквально в прошлом году этот башенный кран проходил капитальный ремонт, и все четыре оси, на которых собственно он и держится, проверяли и визуально, и с помощью ультразвука, не найдя никаких дефектов.

Крановщик увел стрелу от жилого дома?

Есть в этой трагедии и счастливая случайность. Новый дом строился как раз между жилой семиэтажкой и оживленным мини-рынком. Если бы кран начал падать в другую сторону, жертв было бы намного больше.

- Мы даже не слышали, как он упал, шум кругом, - рассказала нам продавщица ближайшего к стройке рыночного лотка Наталья Сергеева. – Только когда покупатели нам сообщили, мы обратили внимание. Конечно, если б он на нас, мы бы с вами уже не разговаривали.

- Я уже думаю, что он мог во время падения специально отвести стрелу от жилого дома, что бы избежать трагедии. Знаете, как летчики, которые уводят самолеты от жилых кварталов, - предположила Тамара Новикова.

Сама она узнала о происшествии, уже возвращаясь с работы. Увидела издалека, что кран мужа лежит на боку и поспешила к стройке. Там и увидела черный мешок, который забирали работники ритуальной конторы. Но открыть его побоялась.

Место трагедии сразу же было оцеплено. Съехались все соответствующие службы во главе с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым. Официальная версия происшествия будет озвучена только после тщательной экспертизы сломанной оси. Тогда будут сделаны и соответствующие выводы, в том числе и по поводу возбуждения уголовного дела. Но первые итоги уже есть.

Две семьи забыли прежние обиды

- Мы, конечно, еще тщательнее будем проверять теперь все опоры кранов и во время капитального ремонта, и во время сборки-разборки конструкции, - пообещал главный инженер УМ-268. Леонид Гринштейн разложил передо мной все акты проверки и приемки крана после ремонта, подписи всех специалистов об исправности, в том числе и самого Трошкова в тот злополучный день. Пока он не знает, могут ли его за что-нибудь наказать, но за его тридцатилетнюю работу такое произошло впервые. Хотя, если дело в заводском браке, вопросы у прокуратуры возникнут уже к производителю – заводу «Стройтехника» из города Донской Тульской области.

Но для большой семьи Трошкова все это расследование уже ничего не изменит. В моменты трагедии все объединились.

- Мы с Михаилом не живем уже десять лет, - поделилась с нашим корреспондентом первая жена Трошкова Галина. – Но официально так и не были разведены. Поэтому я сейчас и занимаюсь всеми похоронами. Спасибо Управлению механизации, которое взяло на себе все расходы. А Тамаре не до этого сейчас. Ей бы Машеньку успокоить.

Кроме взрослых сыновей и дочурки, у Михаила еще есть два младших брата и три сестры. Жива еще старенькая мама. Все вместе они пытаюсь справиться с нахлынувшем на семью горем. Тем более, оно не первое за последнее время. В прошлом году полностью сгорел родительский дом, который Михаил с братьями только-только отстроили заново.

- Маша проплакала всю ночь в обнимку с фотографией папы. Может быть, в школе ей станет полегче. Все-таки друзья рядом, - вздохнула Тамара. Из окна их квартиры виден этот злополучный строящийся дом и лежащий на нем кран с кабиной мужа и отца.

СПРАВКА «КП»

КБ-403Б - строительный передвижной полноповоротный кран на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой.

Грузоподъемность – 8 тонн.

Вылет стрелы – 30м.

Колея – 6 м.

Высота крана – 41 – 54 метра.

Изготовлен в 1991 году.

Производитель – ОАО «Донской завод «Стройтехника», г. Донской, Тульская область.

Владелец – УМ-268 Великого Новгорода.

Капитальный ремонт – с февраля по июнь 2007 года.

В УМ-268 кран такой модели один, а всего кранов в организации – 27.

КОММЕНТАРИЙ

Упавший кран был с истекшим сроком годности!

Главный инженер ОАО «Донской завод «Стройтехника» Геннадий Сыробоков:

- Срок службы такого крана по технической документации – 16 лет. После этого он должен проходить полную техническую экспертизу в специальной организации. Если она признает его годным, тогда кран эксплуатируют дальше, либо утилизируют, либо заменяют ненадежные детали. Может быть, во время капремонта, его не так тщательно, как положено, проверяли. Все, что угодно может быть. Но заводской брак – вряд ли. За семнадцать лет эксплуатации с деталями крана могло все что угодно произойти. Их могли во время одного из текущих ремонтов даже заменить на другие. Поэтому до выводов комиссии трудно сказать, чья вина в падении крана.