Санкт-Петербург
Звезды

Англичане потребовали возобновить постановку «Идиота» в БДТ

«КП» продолжает серию публикаций, посвященных 90-летию легендарного театра. Сегодня мы расскажем о первых сезонах Георгия Товстоногова в легендарном театре

Золотые годы театра пришлись на те времена, когда труппой руководил Георгий Александрович Товстоногов. Он был не только полновластным хозяином своего театра, но и создателем редкого, лишь одному ему присущего стиля постановок. Менялись политические установки, лица в руководстве Москвы и Ленинграда. Партийные боссы пытались «приручить» и воспитать главного режиссера. Но он не согнулся, выстоял.

Все начиналось с Сибири

О том, как в городе трех революций появился Георгий Товстоногов, мы попросили рассказать известного петербургского театроведа Евгения Аба.

- Для этого необходимо вернуться лет на 60 назад, - начал свой рассказ Евгений Соломонович. - Заканчивался театральный сезон 1948/49 годов. В Ленинградском театре им. Ленинского комсомола произошло важное событие - состоялась премьера спектакля «Где-то в Сибири». На афише значилось имя нового главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Георгия Товстоногова. Правда, звание не смущало настоящих театралов. В Ленинград Товстоногов приехал не из Тбилиси, где он начинал свою творческую деятельность, а из Москвы. В послевоенное время он ставил спектакли в различных столичных театрах. Особенным успехом пользовались его постановки в Московском Центральном детском театре. Там-то и прошла обкатку пьеса «Где-то в Сибири». В Северной столице спектакль поставили более масштабно. Нового режиссера в Ленинграде приняли.

В декабре 49-го страна готовилась праздновать 70-летний юбилей Сталина. К этой дате в театре была подготовлена премьера пьесы Шалвы Дадиани «Из искры...», в которой рассказывалось о революционных событиях в Закавказье. Главную роль «отца всех народов» играл Евгений Лебедев. Товстоногов и Лебедев были знакомы со времен тбилисского периода их творчества. В Москве их пути снова пересеклись. А переехав в Ленинград, Георгий Александрович пригласил Лебедева в город на Неве. Кстати, вскоре после этого они породнились. Евгений Алексеевич женился на сестре Товстоногова Натэле Александровне. Позже, в 56-м году, когда в БДТ будут активно искать нового худрука и найдут его в лице Товстоногова, режиссер заберет Лебедева в новый для него театр. И уже вскоре зритель пойдет туда специально на Лебедева, как позже - на Копеляна, Лаврова, Стржельчика, Смоктуновского и многих других актеров, ставших звездами театральной сцены именно при Товстоногове.

Время перемен

С первого же дня в театре Товстоногов зарекомендовал себя весьма жестким руководителем. Он объявил свою программу действий, а несогласных - едва ли не две трети труппы - попросил с вещами на выход. Оставшиеся засучили рукава. Очень скоро театр, который был одним из многих в городе, стал самым популярным не только в Ленинграде, но и в СССР. Чтобы достать билет на его спектакли, народ занимал очередь с глубокой ночи.

- Приход Товстоногова в театр на Фонтанке совпал с общей атмосферой обновления в СССР, - продолжил свой рассказ Евгений Аб. - Как раз в 1956-м в Москве открылся театр «Современник» во главе с Олегом Ефремовым. В двух столицах прошли выставки картин Пабло Пикассо, в нашем городе с огромным успехом гастролировал Бостонский симфонический оркестр, наконец, осенью 1956-го в Ленинграде прошла первая неделя итальянского кино. В кинотеатрах с утра до ночи крутили фильмы, которые перевернули сознание советского человека. Правда, некоторые знатоки приговаривали: «Талантливо, ничего не скажешь. Но это не наше искусство. Сплошной пессимизм, достоевщина какая-то». Упоминание великого писателя в те годы было не пустым звуком. До 1956 года он был у нас в стране «полузапрещенным». До этого издавались ранние его произведения, и лишь в 1956-м было объявлено, что советские люди могут приобрести 10-томник Достоевского, в который были включены мало издававшиеся до этого времени «Братья Карамазовы» и «Бесы».

Лучший князь Мышкин - Смоктуновский

Неудивительно, что очень скоро Федор Михайлович стал самым востребованным автором. Возникло даже поветрие: почти в каждом театре ставили «Идиота». А в 1958 году на экраны вышел фильм Ивана Пырьева по первой части этого произведения. Главные роли исполняли Юлия Борисова и Юрий Яковлев. Правда, продолжения не последовало - всем был очевиден провал. А все потому, что всех «Идиотов» затмил спектакль Товстоногова в БДТ, в котором главную роль играл Иннокентий Смоктуновский. Малоизвестный до той поры актер стал сначала кумиром ленинградцев, а затем и всей страны. На него посыпались предложения сняться в кино. Так Смоктуновский блестяще сыграл главную роль в ленфильмовской экранизации военной драмы Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Правдивая картина об ужасах войны называлась «Солдаты». Но «подозрительный», с точки зрения цензуры, фильм вышел к зрителю с задержкой на целый год.

Рогожина мог сыграть только Лебедев

Малоизвестный факт: «Идиот» на сцене БДТ ставился дважды.

- Первая редакция спектакля появилась в 1957 году, - рассказывает Евгений Аб. - Постановка с большим успехом шла несколько сезонов, а потом тихо сошла со сцены. Между тем настало время первых гастролей БДТ на Западе. В 1966-м труппу ждали в Великобритании. Но англичане поставили одно непременное условие: в репертуаре обязательно должен был быть «Идиот» со Смоктуновским в главной роли.

А спектакль-то уже не шел в театре. Иннокентий Михайлович ушел к тому времени из БДТ. Пришлось руководству театра срочно договариваться с актером и возобновлять постановку. По существу, это была новая редакция пьесы. Поменялись практически все исполнители ролей, за исключением Мышкина и Рогожина. Первого играл Смоктуновский, второго - Лебедев. Владислав Стржельчик, который в первой постановке играл молодого Ганю Иволгина, стал генералом Епанчиным, Нину Ольхину в роли Настасьи Филипповны заменила Татьяна Доронина. При этом «новый» спектакль шел с не меньшим успехом, чем старый. Как у нас в стране, так и в Англии. Но когда гастроли закончились, Смоктуновский снова с головой ушел в кинематограф. И вторая редакция «Идиота» завершила свою недолгую сценическую жизнь.

ДОСЬЕ «КП»

Георгий Александрович Товстоногов, театральный режиссер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (за спектакль «Оптимистическая трагедия»).

Родился 15(28) сентября 1915 года в Тбилиси. В 1938 закончил ГИТИС. Работал режиссером в Тбилисском русском театре им. Грибоедова, Московском Центральном детском театре, главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. С 1956 по 1989 год - главный режиссер БДТ.

Самые знаменитые постановки: «Идиот», «Варвары», «Мещане», «Ханума», «Поднятая целина», «Оптимистическая трагедия».

Скоропостижно скончался 23 мая 1989 года за рулем своего автомобиля, когда возвращался после репетиции домой.