Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество30 августа 2009 22:00

Дети - в школу, родители - в комитет

Родительские комитеты – явление не новое. Ему уже больше сорока лет
Источник:kp.ru

Когда-то их контролировало Министерство просвещения РСФСР, но сегодня создание такого органа - добровольное дело школы. У каждого из них свой устав, свои правила, свои традиции. Отсюда и не прекращающиеся споры: что все-таки есть этот комитет: подспорье учителю или насос для выкачивания денег?

Дело добровольное

Как в школе, так и в детском саду, родительский комитет – это общественная организация, не имеющая, увы, никакой юридической силы. Она создается исключительно по инициативе педагогического коллектива и самих родителей. Права и обязанности комитета определяются уставом или положением о его работе, которые составляет школьное руководство вместе с самими родителями.

- Обычно комитеты работают на двух уровнях - класса и общешкольном, - пояснил «Комсомолке» директор одной из петербургских школ Денис Румянцев. - Это правильная система. Есть проблемы, которые необходимо решать на уровне класса, нет смысла выносить их на всю школу. К тому же у пятого и у одиннадцатого класса в принципе возникают разные ситуации. А на уровне школы, мы обсуждаем то, что касается всех.

Состав общего комитета обновляется раз в год. В него входят 1-2 родителя от каждого класса, учителя и сам директор школы.

- Я лично три раза в год отчитываюсь перед комитетом по государственным деньгам, по привлеченным средствам, - рассказывает Денис Румянцев. - Мы согласовываем все расходы, порядок работ, чтобы не получилось так, что я планирую одно, а они считают, что что-то другое сейчас нужнее. И вообще, родители первые, с кем я советуюсь и принимаю какие-то принципиальные решения на будущее.

Сила родительского слова

Распространенное мнение, что отцы школьной жизнью своих отпрысков совсем не интересуются, педагоги отвергают полностью.

- У нас папы зачастую даже более активны, чем мамы, - поделились с «КП» в одной из школ. - Родителям хочется знать, что такое бюджет, какие выделяют средства, как и на что распределяются. Они имеют право получать полную информацию об этом. Но приятно, что они не только требуют чего-то от нас, но и сами готовы отдавать. Причем не только деньги. Хороший родительский комитет практически полностью берет на себя подготовку к праздникам, участвует в субботниках, выдвигает яркие современные идеи. Если родители что-то могут сделать самостоятельно, они делают это.

Еще одно подспорье - это сила родительского слова. Они имеют право и возможность обращаться в какие-либо инстанции. И порой, их заявления действуют лучше, чем просьбы непосредственно директора или педагога. Так в одной из школ после обращения в муниципальный совет выделили средства на спортплощадку, а около другой достаточно быстро установили лежачего полицейского.

Официально с отчетами и планами родители проводят заседания два-три раза в год. Неофициально – собираются почти каждый день. Особенно в садиках и младших классах. - Придут ребенка забирать, заодно и все вопросы обсудят. Вопрос в том, надо ли это действительно родителям. Здесь уж год на год не приходится.

Ложка дегтя

Хотелось бы, конечно, чтобы родителей, активно интересующихся учебой своих детей, было большинство. Однако это, увы, почти не достижимая цель.

- Равнодушных всегда было много, - вспоминают педагоги. – Иногда родители считают, что за все 11 лет в школу достаточно прийти два-три раза и принести деньги. Но ведь это не так.

Нормальная ситуация: активность пап и мам утихает по мере того, как взрослеет их чадо. Мол, не маленький уже в 14-15 лет, может и сам все вопросы решить. Это отмечают и учителя. Всплеск родительской заботы появляется лишь к выпускному классу, когда вопрос встает вопрос о продолжении образования.

- Тогда начинаются претензии: не научили, не рассказали, не объяснили, - разводит руками классный руководитель. – А где сами-то были.

- Честно говоря, родительские комитеты – это головная боль, - признаются в некоторых школах. - Руководство, функционирование, организация - всем этим приходится заниматься директорам. Потому что родители, хоть и инициативны, но в большинстве своем не всегда понимают, как надо действовать в той или иной ситуации. Ведь по жизни они достаточно далеки от образовательного процесса. Им нужно это объяснить, подтолкнуть в нужном направлении, чтобы они не наломали дров. Но будем справедливыми, отдача есть.

Где деньги?

Еще один деликатный момент - финансовый. С этим в образовательных учреждениях всегда было не просто. Государственных субсидий едва-едва хватает, чтобы содержать в приличном состоянии здание школы, выполнять требования комитета по образованию, потребнадзора, пожарных инспекций и прочая, прочая.

- А как же быть с экскурсиями, праздниками, мелочами, типа украшения зала или грамот? - разводят руками учителя. - Здесь могут помочь только родители.

Финансово помогать сложно. Официально родительский комитет не имеет права собирать какие-то средства. Все взносы и пожертвования должны перечисляться на счет школы или детсада. Чтобы ими воспользоваться, надо потратить немало времени и нервов. Все попытки легально создать какой-то оперативный родительский фонд, натыкаются на глухую стену законодательства, да, и, будем честными, в большинстве случаев откровенного родительского непонимания. Похоже, этот спор будет вечным. «Насосы для выкачивания денег» - самое ласковое обращение к родительскому комитету, который в очередной раз просит пап-мам сдать энную сумму.

- Я уже к этому привыкла, - разводит руками председатель родительского комитета, мама одиннадцатикласника Артема Любовь Калинина. - А сначала после каждого собрания плакала. Все претензии сводились к тому, что мы деньги в собственный карман кладем. Даже в Администрацию района грозились пожаловаться. А как без денег? Подарки детям на день рождения купить, на Новый год праздник организовать. Уже сейчас страшно подумать, что перед выпускным начнется.

Учебный год еще не начался, а выпускного уже боятся. Июньская история с родительницей, которая растратила деньги, собранные старшеклассникам на праздник еще свежа в памяти.

- Уже представляю, сколько всего выслушать придется, - вздыхает Любовь Сергеевна. - Но нельзя же всех под одну гребенку. Правильно, что ее судили, что история на слуху. Но ведь родители ее сами выбрали, сами доверили.

Есть еще одна проблема во взаимоотношениях комитетов с учителями и кроется в том, что, не обладая юридической силой, они имеют права, но не имеют обязанностей. Директор не может ничего приказать родительским комитетам, он может их только попросить. Их согласие будет зафиксировано в протоколе собрания, а вот исполнят родители просьбу или нет - останется на их совести.

- Конечно, для директора удобны родители, которые будут участливо кивать на каждое мое слово, - говорит Румянцев. - Но в комитете должны быть те, кто умеет чего-то добиваться, настаивать на своем и адекватно объяснять свою позицию. Мы все хотим одного, чтобы наши дети росли красивыми, здоровыми, умными и только общими усилиями этого можно добиться.

ЯЗЫКОМ ЗАКОНА

Родительский комитет имеет право:

- Обращаться совместно с администрацией в государственные органы, общественные организации и учреждения по вопросам оказания помощи школе;

- вносить на рассмотрение директора и педагогического совета школы, классных руководителей предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, досуга учащихся, работы педагогического коллектива с родителями.

- Контролировать приход и расход государственных субсидий, благотворительных средств, добровольных пожертвований.

- добиваться общественного и государственного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.

- ходатайствовать перед органами муниципального управления в распределении средств среди малообеспеченной категории граждан, родителей учащихся.

(Из положений о родительском комитете)

А ГДЕ ЕЩЕ

По сути, родительский комитет можно создать при любом учреждении, имеющем отношение к детям, подросткам. В Петербурге они существуют, например:

- при детских поликлиниках;

- при воинских частях;

- при спортивных секциях;

- при Домах творчества