2015-02-04T07:30:28+03:00

Первая интеллектуальная дорога России появилась в Петербурге

Аварийность должна снизиться на треть
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Уже второй год подряд количество ДТП в Петербурге снижается, причем значительно. Аварий меньше, правда, гибнуть в них люди стали чаще. Что делается у нас, чтобы изменить ситуацию?

Водители-недоучки

Увы, но приходится признать, что культурная столица пока не может похвастать высокой культурой на дорогах. Многие автомобилисты ведут себя так, как будто никого вокруг них не существует. Часто нарушают скоростной режим. А Правила дорожного движения знают весьма приблизительно.

Недавно ГИБДД Санкт-Петербурга составила рейтинг автошкол, выпускники которых чаще всего попадают в аварии. Складывается впечатление, что некоторые из них готовят не водителей, а потенциальных нарушителей Правил дорожного движения. По статистике транспортной полиции, около трети всех регистрируемых в городе ДТП происходит по вине водителей, чей стаж не превышает три года. Петербургский союз страховщиков эту информацию подтверждает: чаще всего за возмещением ущерба в страховые компании обращаются водители, имеющие первый год стажа.

- Выходит, что начинающие автомобилисты учатся не в автошколах, а на дорогах. И хорошо еще, если на своих ошибках, а не за счет чужих жизней, - говорит эксперт по страхованию Оксана Кондратенко.

Уже давно стало очевидно, что тридцати часов наката, заложенных в программе, крайне мало для того, чтобы новички чувствовали себя на дорогах более или менее уверенно. Кроме того, обучение зачастую происходит в отрыве от реальной ситуации на городских улицах.

- Они ездят, как правило, днем, причем по свободным от машин, второстепенным дорогам. А когда человек попадает в настоящий питерский трафик, он теряется и совершает ошибки, - продолжает Оксана Кондратенко.

Вот и получается, что выпускают потенциальных аварийщиков.

Как изменить ситуацию и возможно ли это? Эксперты уверены, что да, но при условии, что контроль над обучением водителей будет многоуровневым. Неплохо было бы перенять и зарубежный опыт. Например, в Европе начинающему водителю выдают временное удостоверение, а затем, через год, если за ним не замечено нарушений правил, он получает постоянное. Если же за это время по вине новичка произошла авария, то его отправляют доучиваться. За его счет.

Эх, ямы да ухабы

Усугубляет ситуацию и качество дорожного покрытия в Петербурге. Конечно, дороги у нас ремонтируют постоянно. Например, в этом году количество городских трасс, не соответствующих нормативам, уменьшилось, но - всего на шесть процентов. И опасными для автомобилистов продолжает оставаться почти треть петербургских дорог. Если опытный водитель еще может вовремя среагировать и объехать яму, не причиняя вреда остальным участникам движения, то новичок - нет. По-

этому начинающие водители больше смотрят вниз, на асфальт, а не на пешеходов и знаки.

Межрегиональный общественный центр «За без-

опасность российских дорог» регулярно составляет рейтинг безопасности городских трасс. По итогам этого года самыми безопасными признаны дороги в Тюмени, Ульяновске, Липецке, Оренбурге, Рязани, Ижевске, Самаре и Пензе. Оценку «удовлетворительно» получили Барнаул, Новосибирск, Омск, Ярославль, Пермь, Воронеж и Киров. Москва - тоже в этой группе, правда, с некоторыми оговорками. Северная столица, к сожалению, попала в список городов, где зарегистрированы высокие показатели аварийности из-за плохих дорог. И тут впору бить тревогу.

Справедливости ради надо сказать, что отчасти это произошло из-за небывало снежной прошлой зимы: улицы не успевали убирать, и они сузились почти в два раза.

Автомобилей становится все больше, а дороги хоть и строят, но недостаточно. Очень мало в городе трасс с раздельными полосами. Мало альтернативных путей объезда самых напряженных магистралей. А те, что есть, заполнены припаркованными машинами. Отсюда - постоянные пробки, бич современного мегаполиса. Между тем именно длительное стояние в пробках провоцирует водителей на рискованные маневры, а это приводит к частым столкновениям.

Эксперты предупреждают: нужно принимать срочные меры по развитию транспортной инфраструктуры!

Когда надо быть особенно осторожным

Больше всего аварий происходит по субботам. К такому выводу пришли сотрудники городской ГИБДД, проанализировав статистику аварий с начала года. И еще раз подтвердили, что виноваты в этом петербургские пробки.

- В рабочие дни средняя скорость движения на городских магистралях не превышает сорок километров в час. Дорожно-транспортные происшествия, конечно, происходят, но в основном это мелкие столкновения, в которых люди не страдают, - говорит инструктор школы экстремального вождения Константин Раменцев. - А вот в выходные дороги в городе становятся свободнее, и у водителей возникает соблазн нажать на педаль газа. Чем выше скорость, тем серьезнее столкновение, тем более что некоторые автомобилисты от постоянного стояния в заторах теряют сноровку и могут просто не успеть быстро среагировать на дорожную ситуацию.

Самое опасное время года - зима. Но скорость на дорогах искусственно сдерживается непогодой.

- Количество ДТП действительно возрастает, но страдает в основном «железо», так как автолюбители не рискуют гонять, - говорит эксперт по экстремальному вождению Константин Раменцев. - Самые страшные аварии происходят весной и летом, когда у водителя появляется ощущение контроля над ситуацией.

Еще несколько лет назад больше всего ДТП происходило во время часа пик - с семнадцати до девятнадцати. Но пробки и эту статистику подкорректировали. Теперь наиболее осторожным надо быть с восьми до девяти часов вечера.

- Эмоциональное состояние водителя тоже может стать причиной аварии, а как показывает практика, наиболее спокойно и уравновешенно человек чувствует себя тогда, когда выполняет профессиональные обязанности, то есть на работе, - считает директор одного из медицинских центров, психотерапевт и психолог Александр Гаврилов. - А вот ближе к вечеру, когда хочется быстрее закончить все дела и вернуться домой, человек впадает в состояние психологической неуравновешенности.

Поэтому давайте научимся быть спокойными. Вспомним старую поговорку «Тише едешь, дальше будешь», снизим скорость. И не будем крутить пальцем у виска в ответ на каждый маневр и выходить из себя. Даже если кажется, что все кругом хамы и неучи.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

На магистрали не место дилетантам

Петербургская КАД - для опытных водителей. В этом уверен генеральный директор Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга Вячеслав Петушенко.

«КП» уже рассказывала о том, что КАД - это опасная дорога. Практически каждый день здесь случаются дорожно-транспортные происшествия. А поскольку скорость здесь высокая, то гибнут люди.

Вячеслав Петушенко знает эту дорогу, все ее транспортные развязки, съезды и заезды, пожалуй, лучше всех: он трассу строил. Возможно ли снизить аварийность на кольцевой?

- Конечно. - отвечает Вячеслав Петрович. - Но проблема - в нас с вами. В нашем правовом нигилизме. Мы знаем, что нельзя ехать со скоростью 150, но все равно правила нарушаем.

- Между тем на такую скорость наша кольцевая не рассчитана?

- Петербургская КАД - это дорога, которая относится к категории 1Б. Это означает, что при проектировании принимали во внимание скорость 120 км в час. С таким расчетом строили продольные уклоны, закладывали радиусы поворотов. Дороги категории 1А, например, рассчитаны на среднюю скорость 150 км в час. Но на Северо-Западе таких нет. А разрешенная скорость на КАД - 110 км в час.

- Если сравнить питерский обход со МКАД, то у нас скорость выше?

- Конечно. Дело в том, что московская кольцевая - это часть улично-дорожной сети. Там огромное количество съездов, а значит, возникают заторы. В Петербурге мы намеренно отнесли кольцевую за границы города и строили съезды не чаще, чем через четыре - пять километров. Поэтому пропускная способность нашей дороги выше.

- Какие слабые места есть на нашей кольцевой?

- Пересечение КАД с Выборгским шоссе, которое не может принять такой поток автомобилей, и там постоянные пробки. И съезд на Московское шоссе, где на съезде к одному из гипермаркетов пришлось установить светофор. Когда горит красный, машины ждут не только на самой развязке, но и на магистрали.

- Можно ли ожидать, что ситуация изменится?

- Нужны новые дороги. Западный скоростной диаметр, который выведет поток грузовых автомобилей, идущих из порта на трассу «Скандинавия». Ситуация на кольце сразу же изменится к лучшему. Уже сейчас мы думаем о строительстве второго кольца, которое ощутимо разгрузит существующую КАД. Тогда большегрузных автомобилей станет меньше, а значит, всем остальным участникам движения ездить будет намного комфортнее.

- Готова ли дорога к зиме?

- Прошлая зима с обильными осадками была настоящим испытанием для нас. И надо сказать, мы выдержали экзамен. От снега кольцевую освобождали по ночам, причем работали сразу несколько снегоуборочных машин. Они шли специальной колонной со скоростью восемьдесят - девяносто километров в час. Техника уже готова.

- В Европе запретили шипованную резину. Следует ли нам последовать этому примеру?

- Интенсивность движения на КАД такая, что ежегодно стирается несколько сантиметров асфальтового покрытия. В том числе из-за шипованных покрышек. Но если в большинстве европейских стран состояние дорог таково, что сделать это можно, то Россия не готова отказаться от шипов. Но мы вышли в Минтранс с предложением хотя бы регламентировать массу шипов и использование этих колес по времени.

Наш мегаполис - в черном списке городов, где много несчастных случаев происходит из-за плохого покрытия.

Наш мегаполис - в черном списке городов, где много несчастных случаев происходит из-за плохого покрытия.

КОНКРЕТНО

Пешеходы в зоне риска

Согласно статистике, в 2011 году виновниками дорожных аварий чаще всего становились пешеходы, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудники ГИБДД предупреждают о самых аварийных районах Петербурга и наиболее опасных для пешеходов местах.

Калининский район

Проспекты Просвещения, Светлановский, Науки, Гражданский.

Перекресток Гражданского проспекта и проспекта Науки, пересечение проспектов Просвещения и Светлановского.

Кировский район

Переходы у дома 124 по Ленинскому проспекту, у дома 9 по Дачному проспекту, у торгового центра «Континент» на проспекте Стачек, 99.

Невский район

Перекресток улицы Коллонтай и проспекта Большевиков, переход у дома 14 по Российскому проспекту, угол улицы Тельмана и Искровского проспекта.

Выборгский район

Пересечение проспектов Энгельса и Просвещения, перекресток рядом со станцией метро «Озерки» (пр. Энгельса, 111) и у ТРК «Гранд Каньон», переход на проспекте Энгельса у Нежинской улицы, переход через проспект Энгельса у здания Пенсионного фонда.

Петроградский район

Перекресток улиц Пионерской и Корпусной.

Московский район

Перекресток Пулковского и Волхонского шоссе, проспекта Юрия Гагарина и улицы Типанова.

Пересечение Пулковского шоссе и Дунайского проспекта, Ленинского проспекта и площади Конституции.

От вас в любой момент могут потребовать снизить скорость.

От вас в любой момент могут потребовать снизить скорость.

ПОЕХАЛИ!

Трасса будет думать за нас

После введения в строй автоматизированной системы управления движением питерский обход станет одним из самых «продвинутых» в России.

Есть два способа увеличить пропускную способность дороги. Пристроить еще несколько полос, то есть расширить ее. Или оптимизировать движение с помощью электроники, то есть изыскать внутренние резервы. Если сейчас по КАД проходит до 180 тысяч автомобилей в сутки, то через год, когда АСУДД будет задействована на сто процентов, транспортный поток увеличится до 250 тысяч. И даже это не предел.

КАД - это магистраль непрерывного движения. Здесь нет ни одного светофора. Уже сейчас автоматика может оценить плотность и скорость потока. В дальнейшем она будет скоростью движения управлять. Как?

- Если человек получит нужную информацию, например, о том, что впереди - серьезное ДТП, то водитель сможет загодя снизить скорость или вообще уйти с магистрали, - рассказал Олег Бройдо, заместитель генерального директора ГК «ПрофИнженерСтрой», компании, которая разрабатывала и устанавливала автоматизированную систему. - Главное, получить сообщение вовремя, чтобы водитель успел сориентироваться. АСУДД разработана специально для нашей кольцевой и включает в себя системы управления дорожным движением, видеонаблюдения и метеорологического обеспечения. Это пилотный для России проект Федерального дорожного агентства Министерства транспорта.

Над каждой полосой установлены знаки переменной информации, а перед всеми развязками - электронные и текстовые табло. Их задача - сообщить важные сведения. В том числе это может быть и ограничение скорости потока именно по этой полосе.

А что будет, если водитель проигнорирует требование АСУДД и скорость не снизит?

Штраф. Уже сейчас первые водители получили квитанции по почте за превышение скорости.

Специалисты считают, когда в полную силу заработают рубежи скоростного контроля, на магистрали установится порядок. И со временем водители станут намного более дисциплинированными. Сейчас действуют только семь рубежей на базе фоторадарных комплексов «КРИС», а всего их будет не меньше тридцати. Скрывать местоположение приборов никто не собирается. Они будут установлены таким образом, что лихачам просто невозможно станет разгоняться и сразу же тормозить.

- Задача не в том, чтобы кого-то наказать, - продолжает Олег Бройдо, - а в том, чтобы сделать движение безопасным для всех.

Ожидается, что аварийность на опасной трассе снизится как минимум на тридцать процентов.

ФАКТЫ

***

Основная причина большинства смертельных аварий - нарушение правил обгона и выезд на встречную полосу.

***

Среди водителей и пассажиров, не пользующихся ремнями безопасности, получают ранения 46,3 процента и гибнут три процента. Для пристегнутых ремнями эти цифры - 19,2 и 0,8 соответственно. Использование ремней безопасности снижает процент тяжести ДТП наполовину.

***

Около сорока процентов ДТП с тяжелыми последствиями совершают водители в возрасте восемнадцати - двадцати двух лет со стажем до пяти лет.

***

При разговоре по мобильному телефону за рулем вероятность попасть в аварию увеличивается в четыре раза.

СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА КАД

Их сформулировал Вячеслав Петушенко.

Соблюдайте скоростной режим. Не стоит рисковать из-за каких-то пяти или десяти минут.

Держите дистанцию. Чем выше скорость, тем больше должно быть расстояние до впереди идущего автомобиля и машин, которые движутся сбоку от вас.

Перед тем как выехать на магистраль, проверьте техническое состояние своей машины. Если есть хоть малейшее сомнение - выбирайте другой маршрут. Не выезжайте на кольцо с критическим минимумом топлива в баке.

Если случилась авария, не ждите инспекторов ГИБДД в автомобиле. Отойдите на безопасное расстояние. А если есть такая возможность, съедьте с трассы.

Внимание - к собственному состоянию Если вы устали, хотите спать, больны, - не нужно ездить по КАД. Никаких телефонных разговоров и чтения SMS-сообщений за рулем!

Продумайте маршрут заранее. И будьте внимательны - не тормозите поток, раздумывая, надо ли вам сворачивать.

Особенно будьте бдительны ночью. Даже если трасса кажется вам пустой - все равно соблюдайте скоростной режим (смотри правило номер один).

 
Читайте также