Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Общество9 октября 2013 22:00

Подземная достопримечательность Петербурга

Сегодня пустили самый большой коллектор в Европе
Губернатор Петербурга Г. С. Полтавченко имел возможность увидеть, как выглядит коллектор изнутри

Губернатор Петербурга Г. С. Полтавченко имел возможность увидеть, как выглядит коллектор изнутри

Некоторые старые европейские столицы прославились не только своей наземной частью, но и подземельями. Все слышали о таинственных катакомбах под Парижем, Римом и Лондоном. У Санкт-Петербурга теперь тоже есть подземная достопримечательность. Правда, в отличие от древних катакомб она построена в наше время и закончена только сегодня. 10 октября 2013 года войдет в историю города как день 155-летия петербургского «Водоканала» и день, когда завершился крупнейший экологический проект - Главный канализационный коллектор северной части Петербурга.

Следующая станция - очистные

Большинству петербуржцев и гостей Северной столицы никогда не удастся увидеть эту достопримечательность своими глазами. Поскольку расположена она глубоко под городом. У Финляндского железнодорожного моста, где коллектор берет свое начало, он находится на глубине 52 метров, а дальше постепенно уходит вниз и достигает восьмидесяти метров. Но можно попытаться представить себе это самое грандиозное в Европе гидротехническое сооружение. Больше всего коллектор похож на метро - два бетонных тоннеля диаметром около четырех метров и длиной 12,2 километра каждый. Только по нему идут не поезда, а городские стоки. Главный коллектор спроектирован так, чтобы грязная вода двигалась самотеком за счет перепада высот.

Вместо станций метро у коллектора - шахты. Всего их 64. В них поступают сточные воды и уже затем отправляются в коллектор, чтобы с его помощью добраться до Северной станции аэрации. Раньше все эти стоки напрямую выливались в Неву - через систему прямых выпусков. Не потому, что их негде было чистить, - Северная станция аэрации работает с конца восьмидесятых годов, а потому, что им было до нее никак не добраться. Строительство Главного канализационного коллектора позволило закрыть 76 прямых выпусков и избавить Неву от сброса 334 тысяч кубометров грязи каждые сутки. Эти сотни тысяч кубометров и есть те новые «пассажиры», транспортировку которых обеспечил Главный канализационный коллектор. Дело в том, что первую его часть - от Северной станции аэрации до Кантемировской улицы - закончили еще в 1987-м. А вот строительство второй части - то есть продолжения коллектора, от Кантемировской улицы до Финляндского моста, начавшее тогда же, - в девяностые годы остановилось. Возобновилось лишь в XXI веке, а завершилось 10 октября 2013 года.

Весь Главный канализационный коллектор - и его первая часть, и продолжение - собирает сточные воды с территории площадью около 330 квадратных километров и населением 2,3 миллиона человек.

- Строительство Главного канализационного коллектора - хороший пример того, какое внимание экологическим проблемам уделяется в России и Санкт-Петербурге, - подчеркивает генеральный директор петербургского «Водоканала» Феликс Кармазинов. - Благодаря такому подходу сегодня мы уже очищаем 98,4 процента сточных вод. Это очень хороший показатель.

СПРАВКА

10 октября 1858 года император Александр II утвердил устав Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов. Этот день и считается днем рождения петербургского «Водоканала». Сегодня ему исполняется 155 лет!

По этим тоннелям поезда не ходят -  по ним транспортируются сточные воды

По этим тоннелям поезда не ходят - по ним транспортируются сточные воды

Балтика минус фосфор

Сегодня это кажется странным, но каких-нибудь три десятилетия назад наш город считался неканализованным. То есть канализационные сети-то в Ленинграде, конечно, были, а в 1978 году появились и первые крупные очистные сооружения - Центральная станция аэрация. Но основная часть сточных вод сбрасывалась напрямую в Неву и Финский залив.

Сейчас в Петербурге работают уже пятнадцать канализационных очистных сооружений. Общая протяженность тоннельных коллекторов (а это не только Главный канализационный коллектор, есть в городе и другие) составляет более 240 километров.

Но главное - доставленные на станции аэрации стоки проходят очистку в соответствии с международными требованиями. Дело в том, что Петербург - крупнейший мегаполис на берегах Балтики, и на всех нас лежит особая ответственность за здоровье моря. А чтобы оно не болело, надо удалять из сточных вод азот и фосфор - вещества, которые стимулируют рост сине-зеленых водорослей. Эти водоросли - главная угроза Балтийскому морю. Чем их больше, тем меньше становится других обитателей: рыб, тюленей.

В городе в полном объеме выполняются рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря: содержание фосфора в общем сбросе городских сточных вод не превышает 0,5 мг/л, азота - 10 мг/л. И нас уже никто не называет загрязнителем Балтики. Напротив, о Петербурге говорят как о примере успешного решения серьезной экологической проблемы в сжатые сроки.

98,4% стоков очищает город с октября 2013-го

Для сравнения: до 1978 года этот показатель практически равнялся нулю.

Финский залив выздоравливает

Конечно, в сегодняшнем событии важно не только достижение уникально высокого уровня очистки стоков. И даже не статус одного из самых экологичных мегаполисов мира. Но и то, что за последние годы состояние воды в Финском заливе значительно улучшилось.

Именно об этом недавно рассказывал Юха Нурминен, председатель Совета директоров финского Фонда Джона Нурминена (этот фонд занимается проектами, направленными на защиту Балтики): «Как дайвер и давний обитатель восточного побережья Финского залива, я могу подтвердить, что ситуация меняется к лучшему. На практике это означает, что там, где я живу, нет сине-зеленых водорослей и мы можем купаться в море. То же самое говорят и мои соседи, а также местные рыбаки».

И, по мнению Юхи Нурминена, именно работа, проведенная Петербургом, оказала огромное влияние на состояние Балтийского моря.

Но, ставя точку в строительстве Главного канализационного коллектора, «Водоканал» не сворачивает программу по прекращению сброса неочищенных сточных вод в городские водоемы. 98,4 процента - много, но это еще не сто процентов. В ближайшее время начнется строительство еще одного коллектора - конечно, не такого масштабного, но тоже очень нужного - под Адмиралтейской набережной. Это позволит закрыть оставшиеся там шесть небольших прямых выпусков. Проходит согласования проект строительства Охтинского коллектора. Будут закрыты и прямые выпуски в районе реки Карповки.

И одновременно продолжится работа по модернизации канализационных очистных сооружений, по внедрению технологий обеззараживания очищенных сточных вод.

Все это сделает наш Финский залив еще чище. Кстати, 2014 год уже объявлен годом Финского залива.

ЦИФРЫ

Сегодня в городе:

Интересное