Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество2 декабря 2013 22:00

Дорогие ленинградские льготники

Область за счет бюджета активно закупает лекарства по таким ценам, которые не может позволить себе даже богатая Москва
Источник:kp.ru
У чиновников все, как в современной аптеке, - даже на соцпрепараты цены кусаются

У чиновников все, как в современной аптеке, - даже на соцпрепараты цены кусаются

ПОЧЕМ РЕЦЕПТИК?

Не вполне осведомленному жителю Ленинградской области, имеющему право от государства на бесплатные льготные лекарства и не всегда вовремя и в полном объеме их получающему, наверное, неизвестно, что «средняя стоимость рецепта» для него - одна из самых высоких по Северо-Западу - 1532 рубля. Тогда как в Новгородской области она меньше в два с лишним раза - 710 рублей, в Архангельской - 677, в Карелии и того ниже - 513 рублей.

Дороже, чем в Ленинградской области, «средняя стоимость рецепта» лишь в Петербурге. Об этом свидетельствует еженедельный мониторинг Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Может сложиться впечатление, что Ленинградская область - одна из самых зажиточных и благополучных в социальном плане. И рекордная высота поднятой однажды планки «средней стоимости рецепта» продиктована исключительно повышенной заботой о самой слабозащищенной и необеспеченной части наших сограждан. Закупаем, мол, для вас самые дорогие, а значит, заведомо лучшие лекарства.

Но так ли это в действительности? И как соотносится с тем, что реальный уровень доходов населения Лен- области один из самых низких (по данным «РИА Рейтинг», предпоследний в СЗФО и лишь 56-й по стране)?

И главный вопрос: всегда ли оправданна закупка на аукционах только дорогостоящих препаратов, если есть недорогие, но не менее эффективные аналоги? Вполне возможно, что не забота о льготниках, а целенаправленное продвижение дорогих лекарств в госзакупках увеличивает «среднюю стоимость рецепта». Несомненно, влияет на высокую «среднюю стоимость рецепта» в нашем регионе и имеющая место быть неоправданно завышенная цена лекарств для льготников, формируемая и получаемая в процессе подготовки и проведения аукционов.

КОНТРАКТ ПОЛУЧЕН ПО МАКСИМУМУ

Представители комитета по здравоохранению Ленинградской области неоднократно заявляли: «При подготовке и проведении аукционов нами всегда оценивается экономическая целесообразность приобретения того или иного лекарства и обязательно учитывается рациональное и эффективное использование бюджетных средств».

В апреле этого года комитет объявил открытый аукцион на закупку противоопухолевого препарата с международным непатентованным наименованием (МНН) «Панитумумаб» - концентрата для приготовления раствора для инфузий, во флаконах в количестве 160 штук. Лекарство очень нужное и недешевое, известное под торговым наименованием «Вектибикс». Обосновывая с экономической точки зрения начальную цену лота, опытные сотрудники комитета Ленздрава сослались на коммерческие предложения от неких трех фирм: 53 750, 55 040 и 56 975 рублей за один флакон. Какие фирмы еще в начале декабря 2012 года, за четыре месяца до аукциона, выдвинули такие «заманчивые» предложения, остается загадкой. Так как из конкурсной документации этого не вычислить. Хотя согласно требованиям к ней содержание должно быть понятно каждому.

Чиновники не стали высчитывать среднеарифметическую цену для предложения к аукциону, а поставили наименьшую - 53 750 рублей за флакон. На первый взгляд - очень благородно. Правда, за какой флакон - не совсем понятно. Нет такого «Вектибикса» 20 мг/мл № 1, как указано везде в документации. Есть 20 мг/мл, 5 мл или тот, который примерно вчетверо дороже, - 20 мг/мл, 20 мл.

К подобным опискам чиновники часто прибегают: то букву специально пропустят, то слово неправильно напишут. Чтобы кто посторонний аукцион на бескрайних просторах Интернета не нашел, да чтобы кто попало не выиграл.

Результат известен: аукцион признали недействительным, контракт по начальной максимальной цене на общую сумму 8 миллионов 600 тысяч рублей, без снижения хотя бы на долю процента, был подписан с ООО «БСС» («Балтик Секьюрити Сервис»).

ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ?

Известная в питерских кругах фирма выиграла конкурс, пусть и проведенный с существенными, по мнению аналитиков, нарушениями. Что из того? Сейчас в мало каких субъектах Федерации аукционы проводятся чинно и гладко. Вот и президент Владимир Путин в ходе недавнего заседания Госсовета отметил значительное количество нарушений при проведении госзакупок и одновременно призвал всех нас активнее использовать инструменты общественного контроля в бюджетной сфере.

Примечательно другое. Была поднята новая планка рекордной цены закупки отдельно взятого лекарственного препарата для льготников в масштабах нашей необъятной страны. И побить этот своеобразный «рекорд», перешагнув через психологическую отметку 50 тысяч рублей за единицу противоракового «Вектибикса», пока никто не отваживался.

Сравним. Минздрав Республики Коми в текущем году приобрел для своих нуждающихся граждан тридцать упаковок «Вектибикса» по цене 42 800 рублей. Два известных столичных научных центра РАМН - имени Блохина и имени академика Петровского - по 42 000 и 41 790 рублей соответственно. Онкодиспансер из соседней Псковской области получил препарат по 41 200. Тульский онкодиспансер приобрел двенадцать флаконов и того дешевле - по 40 641 рублю. Особо порадовали закупкой «Вектибикса» свои региональные бюджеты Департаменты здравоохранения города Москвы - по 39 710 рублей, и Кировской области - по 39 604 за упаковку.

Выходит, Ленобласть закупила каждую упаковку препарата на 14 000 (!) рублей дороже Москвы. Помножим на 160 штук - «переоценка» в два с лишним миллиона рублей. При более скудных по сравнению с московскими возможностях ленинградского областного бюджета местные здравоохранители почему-то государственные деньги не экономят.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Отвечает за эти закупки отдел организации лекарственного обеспечения комитета по здравоохранению Ленинградской области во главе с его руководителем Светланой Сорокиной. Им, как специалистам, лучше других должны быть известны все тонкости подбора первичной информации для обоснования начальных цен лотов. И они должны объяснить, почему в формировании стартовой цены не принимаются в расчет низкие цены на аналогичные препараты, полученные в результате аукционов, проведенных в других регионах. И на каком основании публикуются завышенные предложения, запрошенные ведомством у «засекреченных» поставщиков.

Не мешало бы и контролирующим структурам проверить, сколько еще аукционов без альтернативы и снижения цены проведено этим отделом.

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Вот такая «реальная» экономия

Судя по всему, с фирмой «БСС» комитету по здравоохранению Ленинградской области в последние годы работается очень комфортно. По подсчетам аналитиков, за три прошедших квартала 2013 года в Ленинградской области уже состоялись аукционы на поставку лекарственных препаратов за счет бюджетных средств на общую сумму чуть менее одного миллиарда рублей. И их львиную долю, 355 миллионов, смогли выиграть БСС (300 миллионов) и некая «Инициатива». Оба предприятия по странному совпадению располагаются по одному адресу.

Более чем в половине выигранных аукционов обе компании были их единственными участниками, а значит, и планируемыми победителями. Указанные аукционы не отменялись. Объявлялись состоявшимися либо вообще без снижения начальной максимальной цены лота, либо с минимальным снижением в размере 0,5 процента.

Еще для сравнения. Необходимый для астматиков препарат «Кленил» в результате торгов между четырьмя компаниями в Самару будет поставлен по 229,48 рубля за один комплект, а Ленинградская область получит его, заплатив на 158 рублей все тому же БСС (на 41 процент) больше. Возможная экономия только при исполнении этого одного небольшого контракта на 815 тысяч рублей могла бы составить для области 330 тысяч рублей или 1440 дополнительных комплектов «Кленила» для астматиков.

Похожая ситуация была и при закупке препаратов для инсулинозависимых «НовоРапид Пенфилл» и «НовоРапид ФлексПен». Областные чиновники и тут шиканули. Хотя, если бы все сделали по правилам, бюджет мог бы сохранить несколько миллионов рублей.

ДОСЛОВНО

«Неразбериха ведет к коррупции и поборам. Заставляет граждан оплачивать бесплатное, подрывает доверие к власти. Более семидесяти процентов обращений за платными медуслугами происходит только потому, что граждане ничего не знают о программе госгарантий. Необходимо изложить и довести до населения четкий список бесплатных услуг, всем понятный и без двойного толкования».

(Президент России Владимир ПУТИН - о коррупции в медицине, на президиуме Госсовета 30 июля 2013 года.)