Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+21°
Boom metrics
Происшествия12 августа 2014 9:15

Машинист "Невского экспресса": "До сих пор храню ту рабочую рубашку. Попросил жену ее не стирать"

«Комсомолка» вспоминает теракт, который пассажиры поезда «Москва-Петербург» пережили семь лет назад
Источник:kp.ru
На скорости 190 километров в час под поездом "Невский экспресс" раздается взрыв.

На скорости 190 километров в час под поездом "Невский экспресс" раздается взрыв.

Фото: Тимур ХАНОВ

КАК ЭТО БЫЛО. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

13 августа 2007 года. 21 час 32 минуты по московскому времени. В 15 километрах от города Малая Вишера Новгородской области «Невский экспресс» терпит крушение. Фирменный поезд № 166 везет пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург. На скорости 190 километров в час под локомотивом раздается взрыв. Это происходит за тридцать метров до моста через речку Черную. По инерции и благодаря действиям машиниста «Невский» минует путепровод. Своим весом состав буквально вспарывает железнодорожное полотно. Падения с 25-метровой высоты удается избежать. Электровоз и все 12 вагонов поезда сходят с рельсов сразу за мостом, три из них переворачиваются. Некоторые падают в 200 метрах от головного вагона.

22.45. В МЧС сообщают, что в поезде находился 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. Паники не происходит. Персонал помогает людям выбираться из опрокинутых вагонов. Всего к врачам обращаются 60 человек. Половина из них получает помощь на месте ЧП, другая - в больницах. Переломы, сотрясения, выбитые зубы. Людей развозят по клиникам Новгорода, Малой Вишеры и Петербурга. Пять человек оказываются в тяжелом состоянии.

23.00. На Московском вокзале задерживают поезда. Люди массово сдают купленные билеты. На участке от Санкт-Петербурга до столицы застревает двадцать один состав. Их направляют объезд через Новгород и Бологое. Идущие из Москвы - на Ярославль, Вологду, Череповец и Волхов. Время пути увеличивается примерно на шесть-восемь часов.

23.17. Под железнодорожным полотном следователи находят провода, которые протянули к бомбе из кустов. Эксперты осматривают воронку диаметром почти два метра. Неподалеку взрывотехники обнаруживают кусочки от пластиковой оболочки устройства. Мощность взрыва - до трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм». 00.40-1.30. Пассажиров «Невского», которым не потребовалась госпитализация, пересаживают в электропоезд на станции Малая Вишера и отправляют в Петербург. Работники РЖД приступают к восстановлению части путей. Хотя прибыли они через час после катастрофы. На место их не пускали, пока не закончились следственные действия. К вечеру 14 августа по железной дороге уже прошел первый поезд.

Мощность взрыва - до трех килограммов в тротиловом эквиваленте.

Мощность взрыва - до трех килограммов в тротиловом эквиваленте.

Фото: Тимур ХАНОВ

СЛЕДСТВИЕ ВЫБИРАЕТСЯ ИЗ ТУПИКА

Сначала сыщики шли по неверному пути. Подозреваемыми назвали каких-то невнятных анархистов, однажды угрожавших взорвать то ли ночной клуб, то ли еще что. Затем в СИЗО оказался молодой чеченец Хасан Дидигов. Но вновь ошибка. Правда, через полгода суд приговорит его к шести годам за грабеж. Только в октябре 2007-го в одном из сел Ингушетии задержали братьев Хидриевых. Старшему Амирхану тогда было 30 лет, Макшарипу - 29. По сведениям силовиков, они входили в диверсионную группу Бригады Шахидов «Риядус Салихийн». В миру Хидриевы выглядели как обычная рабочая семья. Один работал штукатуром, другой - маляром. И в день катастрофы оба были якобы на стройке.

В декабре 2007-го появился третий подозреваемый - Саламбек Дзахкиев. «Боевика» арестовали на родине в Ингушетии. Он был главным помощником организатора теракта. Им, по версии ФСБ, стал русский ваххабит Павел Косолапов (см. «ДОСЬЕ «КП»).

ОДИН УЖЕ НА СВОБОДЕ

15 января 2010 года Новгородский областной суд вынес приговор по уголовному делу. Оно насчитывало 60 томов. Саламбек Дзахкиев получил десять лет колонии строгого режима, а Макшарип Хидриев - четыре общего. Их обвинили в незаконной перевозке взрывчатки и ее хранении, но оправдали по статье «терроризм».Верховный Суд РФ оставил приговор без изменений. Как выяснили следователи, старший Хидриев, Амирхан, привез в Малую Вишеру девять килограммов гексогена из Москвы, которые там достал Дзахкиев. Но он якобы не знал, кому и чем помогает. Поэтому пошел по делу свидетелем. Отсчет сроков вели с момента задержания. Макшарип Хидриев, кстати, уже вышел на свободу, полностью отбыв срок.

ЭЛЕКТРОВОЗ, ПОД КОТОРЫМ ВЗОРВАЛАСЬ БОМБА, ЕЗДИТ ДО СИХ ПОР

Алексей Федотов машинист того самого «Невского экспресса». Родом из Ленинграда. У руля с начала 2000-х годов. «Петербург - Москва» - самая привычная для него дорога. Герой не дал составу рухнуть с моста. Благодаря этому удалось избежать жертв. Сегодня он продолжает работать на железной дороге. Только не на «Невском», а на «Сапсане». Кто в августе окажется в высокоскоростном электропоезде, обратите внимание на журнал, лежащий в вагоне. На одной из страниц есть фотография героя.

Федотов не дал составу рухнуть с моста. Благодаря этому удалось избежать жертв.

Федотов не дал составу рухнуть с моста. Благодаря этому удалось избежать жертв.

- Изменения в моей жизни произошли в 2010 году, - говорит Алексей. - Перевелся на «Сапсаны». Работаю машинистом «в одно лицо», в том числе на сдвоенных. Также езжу с Финляндского вокзала на «Аллегро» до Вайникаллы и на «Ласточках» до Великого Новгорода.

- После тех событий не собирались уходить?

- И мыслей не было, что нужно что-то менять. Я по-прежнему живу скоростным движением. Как и до теракта.

- Проезжаете тот участок, получается.

- Да, перегон между Малой Вишерой и деревней Бурга. Всплывают в памяти события, конечно. Волнение испытываю. Но не то чтобы в сердце щемит. У меня не было жертв, как в 2009-м. Груза на душе нет. Все живы и здоровы, все поправились.

- А сколько раз за месяц вы проезжаете то место?

Алексей достает лист с графиком. «Раз-два, три-четыре, пять-шесть, семь-восемь…» Всего двадцать шесть. Это в среднем.

- Путин наградил вас Орденом Мужества. Какая судьба у награды?

- Лежит дома на специальной полочке в шкатулке. За все время надел только раз. На празднование 175-летия РЖД в БКЗ «Октябрьский». Недавно ездил на День железнодорожника. Не надевал.

- А почему?

- (пауза) Не знаю… Скорее, не для показа все это. Личное.

- От Якунина вы получили квартиру. Не ожидали такого?

- Конечно. До этого с женой и дочкой снимали жилье 13 лет. А в тот год переехали. Сняли комнату в трешке в Тосно. В одной теща жила, в другой мы, а в третьей - брат жены со своей семьей. Хотели накопить денег на первый взнос по ипотеке и купить хотя бы «однушку» на вторичном рынке. После теракта Якунин не застал нас на том перегоне. А хотел пообщаться с поездной бригадой. Вскоре приехал ко мне в эту комнату, посмотрел. Думаю, здесь он и принял решение помочь с жильем. Спросил: «А вы что, тут живете?» Я говорю: «Да». А он: «Ну, понятно-понятно». Теперь счастливы. Квартира своя есть. В очередной раз хотелось бы сказать спасибо.

- Картину тех событий помните детально?

- Это останется со мной на всю жизнь. Погода хорошая стояла. Солнышко светило прямо в лицо. Перед Бургой было ограничение скорости до 160. А дальше мы пошли на разгон до 200. Вижу, навстречу едет электричка. За все время моей работы такое случилось впервые. Обычно наша встреча с ней происходила на том самом мосту. Но в этот раз мы на минутку опаздывали, а она двигалась по графику. Поэтому встретились перед мостом. Иначе бы было очень большое крушение. Своими вагонами я бы эту электричку столкнул с путепровода.

Билет на на злополучный поезд.

Билет на на злополучный поезд.

Фото: Тимур ХАНОВ

- И что было дальше?

- Подрыв. Электровоз подкидывает, все стекла выбивает, пыль, гам. А дальше у меня все происходило словно на автомате. Экстренное торможение. Оно помогло удержать вагоны на мосту при такой скорости, чтобы они не упали вниз. Затем 700 метров мы просто ждали, пока поезд остановится. Он рубил шпалы, летела щебенка. Я не увеличивал тягу, как тогда писали, чтобы проскочить мост. Это все ерунда. Остановившись, информацию подал в эфир - нужно было затормозить встречные поезда, которые элементарно не прошли бы рядом по соседним путям. Вагоны вповалку все. Позвонил жене: «Домой пока не жди, меня подорвали». Только на следующий день появился. Дочка меня обняла и сказала: «Папа молодец». Ей всего десять было. Но все понимала.

- Как сложилась жизнь у помощника машиниста?

- Андрею Иванову и начальнику поезда Болдыреву тоже дали Ордена Мужества. Андрей тогда от Якунина получил однокомнатную квартиру. В том же доме, что и я, в том же подъезде, только этажи разные. Женился, двое детей. После чего расширил жилплощадь. Живет по-прежнему в Тосно.

- А где сейчас ваша поездная бригада?

- Вместе, увы, не работаем. Созваниваемся, поддерживаем связь. Некоторые оказались в поезде и в 2009-м. Я даже не поверил сразу. Да, как так-то? В одну воронку! История более печальная. Мимо сейчас проезжаю: крест стоит, венки. Гудок подаю обязательно. Ребята до сих пор проводниками на «Невском» работают. А машинист Антонов, который вел поезд в год второго теракта, тоже вскоре перевелся на «Сапсаны».

- У вас сохранились какие-нибудь вещи, напоминающие о теракте?

- Да, рубашка. Висит в том виде, в каком я приехал с перегона. Жене сказал, чтобы не стирала. Она и не трогает. Пыль, кровь. Не смог со всем этим расстаться.

- А что с покореженными вагонами стало?

- Из двенадцати шесть были распилены. Целых полсостава восстановлению не подлежало. А другие шесть, если не ошибаюсь, до сих пор на линии ходят. Даже расцветка та же. Электровоз ЧС200 №004, в кабине которого мы с помощником находились во время взрыва, сейчас вижу постоянно. Навстречу попадается. Отремонтированный, хороший.

«Невский экспресс» возит пассажиров из Петербурга в Москву до сих пор.

Предполагаемый организатор теракта до сих пор в розыске.

Предполагаемый организатор теракта до сих пор в розыске.

Фото: Тимур ХАНОВ

ЦИФРЫ

2,5 млн рублей потратило ОАО «РЖД» на бесплатное питание пассажиров, поездки которых задержали из-за аварии;

2,5 тысячи железнодорожных билетов на разных направлениях были возвращены пассажирами после теракта. Их стоимость полностью возместили.

ФАКТЫ

Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены проводники поезда Андрея Власов, Мохубата Гаджиева, Наталью Ермолаеву, Александра Козеренко, Елену Крашенинникову и Ирина Савельеву. Последняя вытащила из вагонов двадцать человек. Кроме того награду получили начальник отдела службы автоматики и телемеханики Октябрьской железной дороги Петр Капуста и электромеханик Игорь Стрыгин;

Среди пострадавших от теракта 2007 года оказалась жительница Санкт-Петербурга Наталья Новикова. Тогда ей было 33. Предпринимательница часто ездила в столицу на деловые встречи. Серьезных травм женщина не получила, лишь ушибы и ссадины. Но долго справлялась с нервным срывом - боялась поездов. Однако спустя два года она также сядет в «Невский экспресс», который взорвут. В 2009-м погибнет более 20 человек. А Наталья окажется в реанимации Института травматологии и ортопедии со сложным переломом тазобедренных костей. Именно под ее вагоном сдетонирует взрывное устройство. Но петербурженке удастся поправиться. Спустя некоторое время в социальных сетях она разместит снимки с занятий серфингом.

Через год после теракта городской суд Петербурга вынес приговор 44-летнему механику Стрыгину. За растление 10-летней девочки железнодорожнику дали 18 лет тюрьмы. В милицию написала заявление соседка Игоря по коммуналке. Женщина заявила, что герой «Невского экспресса» показывал ее дочке порнографию и совращал.

В поезде находился 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. К счастью, обошлось без погибших.

В поезде находился 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. К счастью, обошлось без погибших.

Фото: Тимур ХАНОВ

ДОСЬЕ «КП»

Павел Косолапов, предполагаемый организатор теракта

34 года. Уроженец хутора Большой в Волгоградской области. В 90-х годах поступил в военное училище в Ростовской области. По одной из версий, был отчислен за воровство ценных вещей у сокурсников. Затем проходил службу в ракетных войсках. Вернувшись на малую родину, стал близко общаться с представителями местной чеченской диаспоры. Тайно уезжал в Чечню, где прошел обучение в лагерях арабских полевых командиров, принял ислам радикального толка и начал воевать против федеральных войск. Долгое время входил в группу Шамиля Басаева. Известен как «русский Бен Ладен». Подозревается в организации ряда взрывов в 2000-х годах: на рынке Самары, в вагоне столичного метро, на автобусных остановках в Воронеже и подрыве «Невского экспресса». В международном розыске по сей день.