2016-08-24T02:41:32+03:00

На кольцевой воздух чище, чем в Петербурге

Это данные экологических станций, которые установили впервые в России
Поделиться:
Комментарии: comments1
Оператор следит за тем, чтобы система работала в штатном режимеОператор следит за тем, чтобы система работала в штатном режимеФото: Александр ГЛУЗ
Изменить размер текста:

На самой загруженной магистрали Северо-Западного региона появились две такие установки. У развязок с Пулковским шоссе и Дачным проспектом. Стоят они всего в двадцати метрах от дорожного полотна. Работают станции непрерывно, в режиме онлайн. Измеряют, насколько сильно автомобили загрязняют воздух своими выхлопами. Новинки тестировали с осени прошлого года. Сейчас станции показывают - в зоне от трассы до ближайших домов петербуржцев концентрация загрязняющих веществ минимальна.

- Такого не ожидал никто. Всего двадцать-тридцать процентов от предельно допустимой нормы, - признается доктор физико-математических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета Александр Гаврилов. Ученый принимал участие в реализации данного проекта КАД. - И это притом, что по кольцевой проносится около 4000 машин в час.

Дороги оценивают по воздействию на окружающую среду и загрязнению от выхлопов. С момента проектирования КАД прошло уже более десяти лет. В то время данные высчитывали, принимая за образцы «Жигули», иномарки производства 90-х годов, даже «Запорожцы». Прошли годы, и в технологиях по очистке выбросов от автомобилей произошел качественный скачок . А цифры оставались условными и зачастую завышенными. Двадцать лет назад на трассах России нередко фиксировали десятикратные превышения. Теперь на руках у всех дорожников страны могут появиться точные данные.

У петербургских они уже имеются. И действуют будто успокоительное. По проекту пиковая мощность кольцевой в районе Вантового моста - 100 тысяч машин в сутки. Сейчас эта цифра больше в два раза. Отсюда беспокойство жителей, властей и Роспотребнадзора. Но система экологического мониторинга КАД доказывает - повода для паники нет. Предельно допустимая концентрация не превышается, никаких затратных мер не требуется.

По оценкам специалистов, дорожные экологические станции на кольцевой - уникальная разработка петербургских инженеров-программистов. Они собраны из отечественных компонентов: газоанализаторов, блока обработки данных и передачи их на сервер и ряда других замороченных технических штучек.

Экологическая станция - разработка петербургских инженеров-программистов Фото: Александр ГЛУЗ

Экологическая станция - разработка петербургских инженеров-программистовФото: Александр ГЛУЗtrue_kpru

В этом году появятся еще четыре станции на северном участке КАД. Всего на магистрали планируется установить пятнадцать, чтобы точно восстановить карту загрязнения. Кроме того, до конца года на вооружение дорожников поступит передвижная экологическая станция. Она будет замерять уровень шума, оценивать качество почвы и образующейся на трассе воды. А также выезжать для замеров на место ЧП. Будь то крупное столкновение с разливом топлива или пожар.

- Самое интересное, что нами уже замечено - пики концентрации фиксируются приборами не от проезжающих машин, а когда ветер дует со стороны города. Это легко определяется по его направлению и на данный момент неоспоримо, - говорит Александр Гаврилов.

- Технические новшества на КАД - это первый опыт в России именно дорожного экологического мониторинга, - отмечает профессор. - Различные посты, где производятся всевозможные замеры, были в Петербурге и до этого. Станции же нацелены исключительно на дорожное полотно. БУДЬ В КУРСЕ

Что замеряют Концентрацию в воздухе оксида азота. Уже в атмосфере он окисляется до крайне вредного диоксида, у которого очень маленькая предельная норма (0,2). Помимо всего прочего станции «ловят» угарный газ. Он, как заверяют специалисты, сейчас на нулевых отметках. Это связано с прогрессом очистных систем в самих автомобилях. Озабоченность сейчас вызывает пыль от шин. Данная проблема находится под неусыпным вниманием Всемирной организации здравоохранения, так как провоцирует онкологические заболевания. В России тоже установлен норматив. Станции на КАД оборудованы пылемерами. Экологи уверяют, что сейчас все показатели в норме.

Как работают Данные считываются с датчиков и передаются по оптоволоконному кабелю на сервер в автоматизированном центре. Он обрабатывает информацию, и каждый час выдает результат. Оператор-эколог готовит месячный отчет. Затем документ отправляют по почте во все заинтересованные организации. Целый год станция способна работать автоматически, лишь иногда требуется замена рабочих фильтров.

 
Читайте также