Легенды об Академии художеств и сфинксах - самые известные из всех мифов о Васильевском острове.
Фото: Александр ГЛУЗ
Улицы здесь идеально спроектированы, выверены до миллиметра и немноголюдны. Район, где мифы и легенды встречаются на каждом шагу. Буквально. Мы пообщались с духами и поискали портал в подземный мир. По традиции нам в этом помогли музыканты и художники. Люди, впитавшие в себя неторопливый и таинственный воздух Васильевского острова.
1. Академия художеств
Профессор, народный художник России Альберт Чаркин почти всю жизнь прожил на Васильевском острове. Район, окруженный со всех сторон водой, закрытый от шумной толпы, вдохновляет и не отпускает скульптора.
- Когда попадаешь на Большой проспект, ощущаешь его свободу, простор, - рассказывает Альберт Чаркин. - И в какой-то степени безлюдие. Такая загадочная тишина. Остров всегда наводит на размышления. Возникает ощущение, что ты находишься среди некой пустоты, тем тут и интереснее. Ну и самое главное - здесь построили Академию художеств. Это цитадель великого искусства России.
С Академией художеств связана легенда о призраках. Говорят, здесь навечно поселились два призрака: архитектора Александра Кокоринова, который проектировал здание, и скульптора Михаила Козловского. По одной из версий, Кокоринов покончил жизнь самоубийством на чердаке академии из-за обвинений в хищении денег. С того дня его дух будто бы бродит неприкаянно по чердаку. Призрак Козловского появляется около академии редко, лишь когда поднимается вода в Неве. И пытается войти в здание.
Прямо напротив Академии художеств стерегут Университетскую набережную самые старые жители Петербурга - сфинксы. Этим скульптурам более трех тысяч лет. Когда-то они стояли у входа в храм фараона Аменхотепа III в Египте. Головы сфинксов - это портретные изображения Аменхотепа.
Легенды об Академии художеств и сфинксах - самые известные из всех мифов о Васильевском острове.
Фото: Александр ГЛУЗ
Легенда гласит, что в течение дня у сфинксов меняется выражение лица. Утром оно доброе и спокойное, а к вечеру становится злым и угрожающим. Туристы, жаждущие мистики, приходят сюда с заходом солнца, чтобы уловить момент, когда лица изваяний начнут меняться. По слухам, увидевшие это могут сойти с ума. Как египетский путешественник Данир ар-Рияд. В начале двадцатого века он приехал в Петербург и каждый день проводил возле сфинксов несколько часов. Вскоре труп туриста выловили в Неве. Все тело погибшего было покрыто неизвестными письменами. А очевидцы заметили невероятное сходство лица ар-Рияда с лицами сфинксов, то есть ликом Аменхотепа III.
У студентов Академии художеств есть традиция, скорее смешная, нежели таинственная. Однако она напрямую связана с древними сфинксами.
- Я знаю, что выпускники академии стараются перед последними экзаменами поцеловать сфинкса, - говорит Альберт Чаркин. - И не спереди, а сзади. Тогда везет на экзаменах.
Фото: Александр ГЛУЗ
2. Аптека доктора Пеля
Но будем двигаться в глубь острова. Бессарион Гвилава, петербургский музыкант, гитарист группы «Лабиринтум», с детства живет на Васильевском острове, собирает мистические истории.
Наша первая остановка - в глубине острова, у аптеки доктора Пеля. Это старинное и загадочное место, где сохранился дух прошлого. Химик и фармацевт Александр Пель занимался философией и проводил химические опыты. Он напечатал более пятидесяти исследований органотерапии. Это метод лечения вытяжками из тканей органов и употреблением их в сыром и высушенном виде.
Фармацевт Александр Пель занимался химическими опытами, но запомнился мифом о башне грифонов.
Фото: Александр ГЛУЗ
- Во дворе аптеки Пеля находится башня, в которой фармацевт якобы создавал грифонов, - рассказывает Бессарион. - Каждый кирпичик башни отмечен цифрой от нуля до девяти. Существует легенда: если человек разгадает этот код или формулу, то он познает тайну Вселенной и сможет осуществить все свои желания.
Из-за популярности у молодежи местные жители перекрыли двор с башней грифонов. Туристы сутки проводили возле таинственной постройки, разгадывали шифр, пытались увидеть отражение грифонов в окнах домов. По ночам согревались спиртным, что довело жильцов до крайней степени возмущения. Сейчас во двор не попасть - ни домофона ни звонка. А цифры с башни стерли - от греха подальше...
3. Двор духов
Двигаемся направо от аптеки по Большому проспекту. На углу с 4-й линией во дворах спрятан двор духов. Чтобы попасть сюда, необходимо пройти через... парадное. Внутри, зажатый между трех домов, и находится наш двор. Удивительное ощущение. Наверное, такие чувства испытывала Алиса, когда провалилась в кроличью нору.
По легенде, здесь исполняются желания.
- В одном из этих трех домов снимал квартиру художник Рерих, который занимался сеансами спиритизма, - говорит Бессарион Гвилава. - Скорее всего, так и родилась история, что именно здесь какая-то концентрация духов. Нужно загадывать желание, посмотрев вверх. Важно почувствовать мысленную связь с духами.
Двор духов
Фото: Александр ГЛУЗ
Двор размером полтора на два метра найти несложно, если вам действительно это нужно. В отличие от башни грифонов, местные жители нормально относятся к туристам, никто не станет ругаться. Да и само место очень чистое, исписано благодарностями за сбывшиеся мечты и знаками Шамбалы.
Никто не указывает точный адрес места и как туда пройти. И мы не будем нарушать традицию...
Молодежь исписала стены домов возле двора духов. Ориентируясь по ним, можно отыскать мистическое место.
Фото: Александр ГЛУЗ
4. Улица Репина
Это самая узкая улица Петербурга. Она спрятана между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова. Если хотите посмотреть на самое темное место района, вам сюда. Ширина от дома до дома - чуть меньше шести метров. Если и есть центр темной энергетики острова, то он здесь.
- Во время блокады здесь находился районный морг, - говорит Бессарион Гвилава. - По всей длине улицы складывали трупы. Хоронить не могли, потому что не хватало ни сил, ни средств, ни мест. Высота этого некрополя доходила до третьего этажа.
Читали в детстве сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»? Если нет - самое время. Очень интересная вещь. По сюжету мальчик Алеша живет вдали от родителей. В свободное время в одиночестве кормит куриц при кухне. И вот однажды он спасает курицу Чернуху от страшной участи - хохлатку хотели пустить на суп. В благодарность однажды ночью она проводит его в подземное царство.
- В этом рассказе упоминается улица Репина, - продолжает Бессарион. - Главный герой не мог попасть туда, потому что все подворотни и калитки были заперты. И можно предположить, что портал в подземный мир находился как раз на этой улице.
Улица Репина пропитана темной энергией. Во времена блокады до самых крыш домов здесь лежали трупы.
Фото: Александр ГЛУЗ
5. Первый крематорий
Завершим мы наше путешествие недалеко от Смоленского кладбища. Оно, кстати, одно из первых в Петербурге. Сейчас это не только погост, но и место паломничества сотен туристов. Люди светские в основном ходят на могилы Эдуарда Хиля, Алексея Балабанова и Дмитрия Лихачева. Верующие - к часовне Ксении Блаженной и в церковь Смоленской Иконы Божией Матери.
Мы остановимся на 14-й линии Васильевского острова. После революции идеология поменялась. Из-за возрастающего влияния атеизма появились кружки приверженцев кремации. В 1920-м в доме 95-97 вместо бань открыли первый в Петрограде крематорий.
Сохранился акт о первом сожжении трупа на Васильевском острове: «14 декабря 1920 года мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет. В кремационной печи в здании первого государственного крематория Васильевского острова. 14-я линия, дом 95-97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 C при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда».
Жутковато от таких документов.
Совсем недалеко от православного кладбища атеисты открыли крематорий.
Фото: Александр ГЛУЗ
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Народный художник России Альберт Чаркин:
- Васильевский остров очень особенный. Это такой город в городе. Потому что в нем есть свои мощные широкие проспекты. Здесь и торжественность, и спокойствие, и природа, и архитектура, и характер свой особый, василеостровский. Остров несет в себе печать вечного города. Им можно только любоваться и сохранять его.
ЧИТАЙТЕ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ:
Мистический Петербург: напротив ухмыляющегося демона строят церковь