Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
Здоровье11 декабря 2014 1:00

Для врачей и пациентов будущее уже наступило

Высокие технологии все активнее проникают в медицину. Онлайн-консультации, электронные истории болезни, умные мобильные приложения, высокоточная диагностика и робототехника - реалии сегодняшнего дня. Как они влияют на качество и доступность лечения? Разби
врачебный кабинет без современной техники представить невозможно

врачебный кабинет без современной техники представить невозможно

Врач во всемирной паутине

Современные пациенты привычно пользуются обилием информации и скоростью обмена данными в интернете. Никто не хочет стоять в очереди в регистратуру, звонить в поликлинику. Мы ставим себе диагноз по Википедии и выбираем курс лечения, начитавшись форумов и блогов.

Какой вред может нанести такой подход к своему здоровью, знают только врачи. А ведь наладить постоянную связь с профессиональным доктором теперь так просто. Медицинские учреждения и прежде всего частные клиники идут в ногу с прогрессом: используют веб-сервисы, помогающие всегда быть на связи с пациентами, облегчить запись на прием, получить оперативную консультацию.

- Сегодня более семидесяти процентов жителей Петербурга пользуется интернетом, - рассказывает медицинский директор группы компаний «Медика» Наталья Григорьева. - Вот и врачи берут на заметку возможности Всемирной сети: на сайтах клиник есть услуги онлайн-консультирования и записи на прием. Действуют представительства в социальных сетях, где люди могут оперативно получить ответы на свои вопросы.

- Информационные технологии сегодня, можно сказать, выполняют социальную функцию, - говорит заместитель директора медицинского центра «Энерго», к.м.н. Надежда Смоленцева. - Обычная электронная почта позволяет нам постоянно отвечать на вопросы пациентов, по их желанию отправлять результаты лабораторных анализов и обследований на дом. Современный call-центр снял все вопросы оперативности телефонных контактов. Вроде бы все просто, но экономит пациентам немало времени и нервов.

- Сайты медцентров сегодня работают так, чтобы человек быстро получил необходимые данные, - добавляет главный врач клиники «А-Медия» Оксана Шабалина. - Очень актуальна оптимизация под современные носители, чтобы информацию удобно было читать на смартфонах, планшетах.

- Сегодняшние медицинские сервисы - это не просто возможность без очереди записаться на прием по интернету, - приводит пример кандидат медицинских наук, консультант по развитию IT-технологий Вадим Жук. - Специализированные порталы могут обеспечить прямую связь со специалистом. Например, сейчас есть тонометры, которые передают данные о давлении через смартфон прямо врачу, а тот наблюдает за динамикой состояния пациента дистанционно. А лучшие информационные системы из разряда хэлперов (помощников) могут самостоятельно напоминать о приеме лекарства, визите к врачу или назначенных исследованиях с помощью SMS либо звонка робота.

Пациенты с историей

Не только больные, но и врачи сегодня имеют дело с огромным объемом информации. Систематизировать симптомы, анализы и реакцию на лекарства помогают электронные карты пациентов.

- В нашу клинику до сих пор часто приходят пациенты, у которых заключения врачей написаны от руки, - признает Надежда Смоленцева. - Такие документы бывает трудно читать, потому что доктор рядовой поликлиники нередко принимает за день несколько десятков больных и просто устает от «писательских трудов». Да и времени ручной труд отнимает больше, чем использование компьютера. А это не идет на пользу больному, которому в поликлинике по месту жительства и без того отводится на прием лишь четверть часа.

Поэтому мы внедрили у себя электронную систему ведения медицинских карт и электронные подписи врачей. Например, сейчас две наши клиники - в Выборгском и Московском районах - объединены единым информационным полем. Это позволяет специалистам видеть истории болезней пациентов с данными от всех коллег-докторов, ощущать, образно говоря, локоть друг друга.

- Электронные карты - это медицинский документ для внутреннего использования, доступный для всех врачей в единой внутренней сети клиники, - объясняет Оксана Шабалина. - Сюда вносятся все сведения о пациенте. Такие программы есть практически во всех частных клиниках. В государственных медучреждениях Санкт-Петербурга также постепенно внедряется эта технология. А скоро изменения в законодательстве обяжут вести электронные истории болезней все лечебные центры.

- Будущее за единым стандартом системы электронных карт, - уверен Вадим Жук. - Информация о больном будет доступна врачам не только конкретной клиники, но и всех медицинских учреждений. Данные будут следовать за пациентом. Любой врач сразу сможет увидеть в электронной карте результаты проведенных обследований, сократить время на сбор анамнеза, и прием пойдет быстрее. В эту систему будет интегрироваться и современное диагностическое оборудование. Все возможности для этого есть: девяносто процентов медицинских приборов у нас может передавать информацию о пациенте в его архив.

Чудеса техники

Качественное лечение невозможно без точной диагностики. И здесь на помощь тоже приходят современные технологии.

- Наша клиника выделяет значительные средства на приобретение новейшей техники ведущих мировых производителей, - говорит Надежда Смоленцева. - У диагностов «Энерго» есть два магнитно-резонансных томографа, два спиральных компьютерных томографа, экспертные установки УЗИ, маммограф. На современном уровне оснащены и кабинеты клинических врачей. У каждого специалиста есть все необходимое для его работы: от радиохирургического аппарата до сложного ЛОР-комбайна. Для профессионалов это о многом говорит. Чтобы стали понятнее уровень и возможности оборудования, могу привести такой пример. Мы тесно сотрудничаем и со швейцарской клиникой, и с шестью центрами Финляндии. Ведущие европейские врачи неоднократно приезжали в Петербург и консультировали наших специалистов. И сейчас партнеры признают результаты нашей диагностики. Это серьезное достижение, свидетельствующее, что мы выходим на уровень международных стандартов. Важно, что признание коллег из-за рубежа позволяет снизить затраты пациентов, которых мы направляем в Финляндию на лечение. Теперь они могут пройти обследование на МРТ и КТ заранее у нас: у соседей эти процедуры, по нашим меркам, стоят дорого.

Оснащение клиник современным медицинским оборудованием экспертного класса - не только веяние времени, но и шанс открыть для пациентов новые варианты лечения и даже новые направления медицины.

- Яркий пример - лечение хронических болей, - рассказывает Наталья Григорьева. - Это пока малоизвестное для нашей страны направление. Но появляется нужная техника, получают соответствующую подготовку врачи (в основном за рубежом, у нас в стране лечить боль еще не учат) - и невозможное вчера становится реальным сегодня. Люди получают шанс избавиться от хронических болевых синдромов, которые мучили их многие годы в результате травм, заболеваний и так далее. Кстати, возможности онлайн-консультирования помогают и здесь: позволяют привлекать к работе с пациентами известных специалистов из США и Испании.

- Нельзя сказать, что техника сама по себе - гарантия качественной медицинской услуги, - добавляет Надежда Смоленцева. - Для работы в сфере высокотехнологичной медицины нужны подготовленные кадры. Так, современный аппарат МРТ или КТ в разы повышает эффективность работы диагностов. Но главное, как эти возможности используются.

Прогноз положительный

Многие возможности современной медицины могли бы показаться фантастикой не только нашим прадедам, но и родителям. Например, экстракорпоральное оплодотворение, которое теперь доступно даже по полису обязательного медицинского страхования. Операции на сердце без вскрытия грудной клетки. Использование гамма-ножа, пучка излучения для удаления опухолей в труднодоступных областях мозга. И даже новые способы борьбы с аллергией и головной болью.

- Один из новейших методов лечения мигрени включает использование токсина ботулизма, - рассказывает Наталья Григорьева. - Также для лечения хронических головных болей применяется хирургическая декомпрессия: с помощью операции чувствительные нервы головы и шеи освобождаются от сдавливания, и человеку становится легче. Новейшие мировые методики сегодня доступны всем российским пациентам.

- Медицина развивается во всех областях, - согласна Оксана Шабалина. - Например, аллергенспецифическая иммунотерапия («прививка от аллергии»). Если раньше для избавления от аллергии на пыльцу, пыль или животных нужно было проводить множественные инъекции, несколько месяцев посещать кабинет врача, то теперь можно принимать аллерген в таблетках дома и получать эффект в любом возрасте.

Сенсационные достижения науки быстро становятся привычными. Мы даже не задумываемся о том, что медицинские технологии сегодня сравнимы с космическими. Что же будет завтра?

- В будущем медицина будет двигаться в сторону генной терапии, - уверен Вадим Жук. - Наука сможет выявлять не только наследственные заболевания, но и предрасположенность к разным патологиям. Информация о геноме поможет подбирать эффективное лечение и корректировать нарушения до того, как они разовьются. Раннюю диагностику и профилактику поставят во главу угла. Врачи будут предотвращать, а не лечить проблемы.

- Одно из самых перспективных направлений завтрашнего дня - телемедицина, - считает Надежда Смоленцева. - Технологии прямой видеосвязи между клиникой и пациентом уже сегодня применяются во всем мире. В «Энерго», например, есть услуга «Второе экспертное мнение». Она позволяет человеку при необходимости перепроверить заключение врача с помощью наших партнеров из швейцарской клиники. Данные обследования передаются по защищенным каналам связи, подробный ответ приходит в течение двух-трех суток. Кроме того, сейчас мы открываем сеть базовых многопрофильных клиник с небольшими отделениями в жилых массивах. И планируем развивать в них телемедицинские услуги, в частности на уровне дистанционных консультаций. На практике это позволит больному, посетившему врача районного отделения, моментально связаться с лучшими профессионалами центра для оценки проведенной диагностики, получения рекомендаций, уточнения диагноза. Перспективно теленаправление и для пациентов из регионов, которые смогут дистанционно получать помощь от специалистов крупных городов страны.

Есть вопрос

Когда электронные карты заменят бумажные?

Российские врачи начали фиксировать информацию о пациентах в электронном виде в 2011 году. В Петербурге с такими картами работает около восемнадцати процентов клиник. Среди государственных учреждений самыми прогрессивными оказались крупные федеральные центры. Например, в клинической больнице № 122 имени Соколова ФМБА России вся медицинская документация - амбулаторная и стационарная - уже сейчас ведется в электронном виде.

Согласно прогнозам Мин- здрава бумажная работа в клиниках канет в Лету к 2020 году. Считается, что система электронных карт повысит качество лечения: врач сможет получать все данные о больных еще до начала приема. Пациенты вправе попросить распечатать информацию из своей карты. А в будущем смогут получать данные и через компьютер. Если система заработает как надо, врачи смогут выписывать онлайн-рецепты и давать рекомендации по интернету. Например, по результатам ранее назначенных анализов, которые отобразятся в карте.

А КАК У НИХ?

Новое американское приложение для мобильных телефонов и интернет-сервис Talkspace позволяют общаться с терапевтом в текстовом режиме в любое время без ограничений. Правда, за удовольствие быть всегда на связи придется заплатить 25 долларов в неделю.

Важно

Чем сложнее технологии, тем больше знаний требуется не только от докторов, но и от пациентов. Одна их самых востребованных медицинских услуг - диагностика с помощью магниторезонасной или компьютерной томографии. Как убедиться в том, что результаты будут безупречно точными?

- Аппараты МРТ отличаются по уровню напряженности магнитного поля, - рассказывает заместитель директора медицинского центра «Энерго», кандидат медицинских наук Надежда Смоленцева. - Чем выше показатель, тем лучше качество снимков и точнее диагноз. Если вы настроены на качество обследования, ориентируйтесь на так называемые высокопольные МРТ с напряженностью магнитного поля не ниже 1,5 Тесла. Это считается золотым стандартом диагностики.

КОНКРЕТНО

Телефоны... для здоровья

Приложения для смартфонов медицинской направленности способны на многое. Чем они могут удивить пациентов, рассказывает технический директор DevPocket Александр Бабаев.

- Мир стремительно меняется, и то, что еще вчера было уникально и доступно лишь немногим, сегодня становится привычным. Для технологических новшеств в медицине уже появился новый термин - mHealth (так называемое мобильное здравоохранение), что означает применение новых технологий для оказания помощи и профилактики заболеваний, а также для контроля физического состояния человека.

Представьте себе ситуацию, когда для записи на прием к врачу вам достаточно иметь мобильное приложение в телефоне с простыми инструкциями, как это сделать. Через него вы узнаете, что запись подтверждена, а за день до визита в клинику получите напоминание. Результаты обследования сможете просмотреть прямо с телефона. Обращаясь к специалисту другой клиники, не надо делать копию своей медкарты: вся история лечения содержится в мобильном приложении.

А как вам программа «удаленный врач», реализация которой на практике казалась невероятной еще несколько лет назад? Вы отправляете доктору фото или описание проблемы, а он дает свои рекомендации по дальнейшим действиям: срочно идти на прием или записаться на плановый осмотр, принять лекарство или выполнить какие-либо процедуры.

Есть сервисы и по удаленному мониторингу больного для некритических задач, которые особенно полезны для родственников.

А в «дневнике пациента» человек самостоятельно отмечает показатели своего здоровья и затем передает их врачу (в печатном или электронном виде), а тот, используя информацию, анализирует ход лечения.

Невероятно? Но работает! И по нашему опыту эти функции можно вполне успешно применять на практике. Частично они уже используется в ряде клиник, и мы рады, что, в том числе и с нашей помощью, все больше медучреждений осознают: возможности мобильной медицины упрощают диагностику и обслуживание пациента, делают процесс оказания услуг более комфортным для всех сторон.

Уже к 2017 году, по данным исследовательской группы Brookings Institution, Россия войдет в топ-десятку стран в области mHealth, и объем рынка этих услуг у нас достигнет восьмисот миллионов долларов. Эти цифры показывают, что развитие и внедрение мобильных технологий в сферу здорового образа жизни и медицины во всем мире происходят неимоверными темпами. И Россия не исключение. Лидером станет тот, кто сможет их быстро реализовать на практике.