Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Общество11 января 2015 14:51

Александр Запесоцкий: Чему можно научиться в Гарварде?

Наш колумнист – ректор СПбГУП размышляет о различиях между российской высшей школой и западной
Источник:kp.ru
Гарвардский университет. Фото: Википедия

Гарвардский университет. Фото: Википедия

«Все равно в России нет вузов лучше Гарварда!», - бросила мне через губу дамочка - супруга одного из известных олигархов, как только застольный разговор дошел до проблем высшего образования.

Конечно, она не понимала, о чем говорила. В принципе выпускников Гарварда в России на работу стараются не брать даже крупные корпорации, способные заплатить приличную зарплату. Те просто не понимают наших условий, не могут к ним адаптироваться ментально, тем более – применить на практике теоретический багаж.

И все же у Гарварда есть чему поучиться. Характерна история из жизни одного моего знакомого, финского миллионера. Он получил первую степень в Хельсинском университете, вторую – в университете Джона Хопкинса (очень сильный вуз в США). Докторскую писал в Гарварде.

Работал мучительно. С утра до глубокой ночи. Каждый день на дом выдавали по 3 папки кейсов, в каждой – по 30 задач, которые надо было решить к утру. Через месяц от такого напряжения у парня «крыша поехала». Пошел в кино на последний сеанс, хотел немного развеяться. Фильмы у американцев, как известно, длинные. Возвращался в общежитие он далеко за полночь.

Финал вечера был драматичен: «Алекс, ты не представляешь! Подошел к общаге и меня охватило чувство глубокого стыда. Стою у огромного здания, все окна горят. У каждого окна – стол, за столом – человек. Везде – головы, головы, головы. Все сидят и занимаются. И только в одном на все здание окне темно. Это мое окно…»

Жизненный финал – совсем иной. Этот человек больше не ходил в кино в ущерб учебе. Он закончил Гарвард, создал блестящую консалтинговую фирму с 25 филиалами от Нью-Йорка до Токио, разбогател к пенсии, купил 2 острова недалеко от Хельсинки.

Рискну заметить, что во многих отечественных вузах преподают как минимум не хуже, чем в американских. Но спрашивают за результаты совсем иначе. А с детишек «блатных родителей» (чиновников и богачей) вообще ничего не спрашивают. Поборами только обкладывают в разных формах.

Как-то сидели, выпивали с одним приятелем-ректором у него в кабинете. Он употреблял хороший коньяк, я – хороший чай. В расслабленное настроение пришли быстро. А он и говорит: «Вот ты меня критикуешь, что «по блату» принимаем. А посмотри список группы первокурсников: кому из родителей ты бы отказал?» - И протягивает листки бумаги. Против каждой фамилии – имена и должности родителей. Исполнительная и законодательная власти, органы санитарного надзора, пожарные, правоохранительные органы… С тех пор ЕГЭ ввели, но мало что изменилось. ЕГЭ, конечно, не в вузе покупаются. Но потом-то «блатные» детки в вузе должны экзамены сдавать, с курса на курс перебираясь. В общем, если где-то в столовой университета массовое отравление, - нужно сказать спасибо маме обучающегося там студента, работающей в санитарном ведомстве. Отворачивалась от вузовских недостатков во имя любви к своему деточке.

Понятное дело, в вузах послабее кроме ректорских списков блатников есть деканские. В совсем слабых заведениях двоечникам путь к дипломам открывается иногда за несколько пачек бумаги.

В России, видите ли, учиться или нет, - дело самого студента. А выгоду с него получить – нормальная привилегия вуза. Государство реальным качеством образования не интересуется. Вузы для него существуют в электронно-бумажном виде. При проверках требуются десятки тысяч страниц документации относительно организации занятий. Сидели ли реально студенты в аудиториях на этих занятиях, как у них реально принимали экзамены – никого не волнует. Такова традиция: 30 лет преподаю в вузе, никогда государство за качество не спрашивало. Раньше хотя бы еще парткомы и комитеты комсомола в вузах были (ум, честь и совесть той эпохи), а теперь… И кто-то удивляется, что в стране новые мосты рушатся, самолеты падают, врачи не те органы вырезают?

Обнадеживает только то, что дети порядочные еще не перевелись. Есть такие, кто всерьез учится. И вузы, плывущие против течения, тоже есть. Хотя их и не так много, как хотелось бы. Как такие выбирать – тема иного разговора. Скажу только, что не по «рейтингам».

А вот на вопрос, учить ли детей за границей, отвечу сейчас: школьное и высшее образование люди должны получать там, где они потом будут жить. В общем, у Гарварда нам стоит позаимствовать трудолюбие и ответственность. И сделать это можно, туда не выезжая. Было бы желание.