Дальневосточный завод "Звезда"
ОТ АМУРА ДО СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ
Тридцатые годы прошлого века - время великих строек. Днепрогэс, Магнитка, Челябинский металлургический, Уралмаш... И не только гиганты индустрии возникали в молодой советской стране, но и новые города росли вместе с заводами, фабриками, верфями.
Так появился легендарный «город юности» - Комсомольск-на-Амуре. Руководство страны решило, что пора осваивать Дальний Восток, строить новый флот на берегах его могучих рек и морей. В европейской части России судостроительные верфи существовали давно, со времен Петра Великого. А на восточных границах морскую отрасль представляли в основном мастерские по ремонту кораблей.
В 1931 году в Ленинграде была создана организация «Проектверфь». Она должна была объединить проектирование всей судостроительной отрасли страны. В 1936-м организация получила статус государственного союзного проектного института (ГСПИ).
И вскоре в стенах института родился проект первого советского судостроительного завода на реке Амур. Создавать производство в таежной глуши поехали в том числе многие комсомольцы-добровольцы из центральных районов России. Первопроходцы жили в расположенном здесь селе Пермское, которое постепенно росло и превращалось в город. Своим названием он обязан именно им, молодым романтикам, бросившим комфорт и удобства больших городов ради светлой мечты и великого дела.
Затем по проекту «Союзпроектверфи» стали возводить военный кораблестроительный завод на Севере, на Белом море. Вокруг стройки сначала вырос рабочий поселок Судострой, который в 1938 году получил статус города и имя Молотовск в честь предсовнаркома Вячеслава Молотова. А в 1957-м поменял его на Северодвинск. Завод, с которого все начиналось, знаменитый «Севмаш», со второй половины 50-х годов прошлого века занялся постройкой атомных подводных лодок. Начинались времена военного паритета СССР и США.
«ЗВЕЗДА» ВОСТОКА И ПОЛЯРНАЯ «ЗВЕЗДОЧКА»
В конце 30-х годов прошлого века специалисты «Союзпроектверфи» стали авторами реконструкции стапелей «Балтийского завода» в Ленинграде и «Черноморского завода» в Николаеве. Их проекты также легли в основу создания судостроительного завода на реке Шилке в Забайкальском крае и Сталинградской верфи речного судостроения. Инженеры ГСПИ предложили уникальную для того времени идею - ставить на судоремонтных базах сухие доки.
Сразу после окончания Второй мировой войны необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, в том числе судостроительные заводы. Работники института занимались и этим, а кроме того, проектировали новые предприятия в Выборге и Херсоне.
9 июля 1946 года в Министерстве судостроительной промышленности Советского Союза был подписан приказ о возведении завода для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона. В Приморском крае побывала экспедиция Ленинградского ГСПИ, чтобы определить место стройки и начать исследовательские работы. Выбрали бухту Большой Камень. Правда, она оказалась мелковата, поэтому несколько лет велись работы по отсыпке грунта и углублению дна. В конце 50-х годов первые цеха уже приступили к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей Тихоокеанского флота. Кстати, при строительстве завода был взорван тот самый большой камень посредине бухты, который дал название ей, а позже райцентру, выросшему вокруг градообразующего предприятия. С 1994 по 2014 год Большой Камень (Big Stone, как иногда называют его местные жители) был закрытой территорией. Сейчас дальневосточный завод «Звезда» - единственное в регионе предприятие, специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей с ядерными энергетическими установками.
День в день с дальневосточной «Звездой» государственный проектный институт зажег «Звездочку» в Северодвинске. 9 июля 1946 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве на побережье Белого моря завода, предназначенного для ремонта и модернизации кораблей Северного флота. Местом стройки специалисты выбрали остров Ягры, где еще в XVI веке сформировался своеобразный международный морской порт. Через него еще до появления Архангельска Россия начала торговать со странами Западной Европы. На английских и голландских картах порт назывался гаванью Святого Николая.
Кстати, на базе центра судоремонта «Звездочка» и расположенного на соседнем берегу Северного машиностроительного предприятия («Севмаша») по указу президента РФ Бориса Ельцина в 1992 году был создан Государственный Российский центр атомного судостроения.
РАСЦВЕТ, ЗАКАТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Отечественное судостроение стремительно развивалось, и проекты инженеров ГСПИ были востребованы. В 60-70-е годы на заводах «Залив» в Керчи и «Океан» в Николаевской области по их чертежам заложили комплексы крупнотоннажного судостроения с сухими доками. В это же время проектировали и строили с нуля завод «Нерпа» в Мурманской области, судостроительный комплекс «Волга» в Зеленодольске и еще один - на базе завода «Янтарь» в Калининграде.
В 1975-м коллектив проектного института получил за свою работу орден Трудового Красного Знамени.
«Союзпроектверфь» помогала и зарубежным коллегам. Институт участвовал в создании верфей, судоремонтных мастерских, заводов по производству кранов и буровых установок в Алжире, Болгарии, Вьетнаме, Египте, Индии, Индонезии, Иране, Китае, КНДР, Ливии, Румынии, на Кубе.
В 1994 году «Союзпроектверфь» стала частью Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ныне - Центр технологии судостроения и судоремонта).
Девяностые годы прошлого века принесли резкое сокращение инвестиций в промышленность и соответственно уменьшение объемов производства. Начались сокращения сотрудников. Однако структуру организации и ее специализацию удалось сохранить.
Последние десятилетия деятельность «Союзпроектверфи» центра технологии судостроения и судоремонта получила новый импульс. Здесь создавали инфраструктуру для утилизации атомных подводных лодок, выгрузки и хранения радиационно опасных объектов на судоремонтных предприятиях Северо-Запада и Дальнего Востока, проектировали пункты долговременного хранения реакторных отсеков АПЛ.
2015 год был продуктивным для коллектива. Фирма подготовила масштабные проекты по созданию универсального стапельного комплекса крупнотоннажного судостроения и шельфовых сооружений на Дальнем Востоке, по модернизации стапельно-спускового комплекса с наливным бассейном на «Севмаше», по реконструкции мощностей для неядерных подводных лодок на «Адмиралтейских верфях».
ЗНАЙ НАШИХ!
18 специалистов «Союзпроектверфи» награждены Государственной премией СССР
46 являются лауреатами премии Совета Министров СССР
6 человек - заслуженные специалисты Российской Федерации
41 работник удостоен звания почетного специалиста
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
2016 год начался с юбилея генеральной проектной организации судостроительной отрасли Советского союза и России - проектной фирмы «Союзпроектверфь», входящей в состав Центра технологии судостроения и судоремонта. Поздравляем ее сотрудников и ветеранов с 85-летием их славной организации, желаем здоровья, успехов в делах, личного счастья и новых интересных проектов!