Музей граммофонов и фонографов может удивить
Фото: Тимур ХАНОВ
В уютном сквере на Каменоостровском проспекте находится один из самых удивительных музеев Петербурга – Музей граммофонов и фонографов. «Комсомольская правда в Петербурге» побывала в гостях у его основателя и бессменного директора Владимира Дерябкина.
Фото: Тимур ХАНОВ
Владимир Дерябкин – интересный человек. Потомственный казак, родившийся рядом со знаменитой станицей, где снимали «Тихий Дон». Он начинал как клоун под руководством Олега Попова. Много гастролировал, со своими номерами побывал по всему миру. А собиранием старинных предметов увлекался с молодости. Первый граммофон в его коллекции появился в 1972 году.
Фото: Тимур ХАНОВ
- Все началось с Краснодара, - рассказывает директор музея. – Мы там были на гастролях. Для одного номера в цирке понадобился граммофон. Стали его искать. И вот как-то я шел по улице и разговорился с дедом, а он мне: так у меня ж в сарае есть! И правда, нашелся граммофон. Я принес его в цирк, так все и завертелось. После той поездки я увез домой свои первые 8 граммофонов.
Фото: Тимур ХАНОВ
Когда пришло время оставить цирковую карьеру, Дерябкин решил основать музей граммофонов и фонографов. К ним он всегда питал особые нежные чувства. Городские власти помогли с помещением. И вот музей существует уже почти двадцать лет.
Фото: Тимур ХАНОВ
Фонографы - это прадедушки музыкальной индустрии. Их изобрели в 1877 году Шарль Кро и Томас Эдисон. Причем независимо друг от друга. Воспроизведение звука стало сенсацией. Эдисона даже называли волшебником. Никто не мог подумать, что такое возможно.
Фото: Тимур ХАНОВ
Граммофон – это эволюционировавший фонограф. В граммофонах Эмиль Берлинер предложил использовать вместо цилиндров диски – то, что мы сейчас называем пластинками. Он запатентовал свое изобретение в 1887 году. Это была маленькая музыкальная революция, вроде изобретения формата mp3. Звук стал чище, громче и доступнее. Пожалуй, с граммофона началась современная поп-культура.
Фото: Тимур ХАНОВ
Всего в коллекции музея больше 300 граммофонов, патефонов и фонографов. Другой такой коллекции в России больше нет. Да и во всем мире с коллекцией Дерябкина мало кто может сравниться. Крупнейшим собирателем такого рода раритетов считается один кореец.
- Он к нам в музей приезжал, - рассказывает Владимир Дерябкин. – Так он посмотрел и сказал: у нас в Корее таких людей, как вы, охраняют.
Фото: Тимур ХАНОВ
Граммофоны в этом музее – это настоящие произведения искусства. Большинство из них были сделаны в нашей стране. Причем профессионалы уверены, что лучшие экземпляры производили именно в Российской империи. «Фабрика Ребикова» гремела на весь мир.
- Самый гениальный граммофон сделали мы, русские! - уверен Дерябкин.
Фото: Тимур ХАНОВ
Раструбы граммофонов красили во все цвета радуги.
Фото: Тимур ХАНОВ
Этот граммофон Владимир Дерябкин называет уникальным. До революции его алюминиевая трубка стоила дороже купеческой усадьбы. Этот сплав тогда очень ценился.
Фото: Тимур ХАНОВ
Деревянный раструб – еще одно интересное решение. В производстве этого граммофона использовали красное дерево и дуб. Владимир Дерябкин уверяет, что дерево из-за акустических свойств дает более мягкий звук.
Фото: Тимур ХАНОВ
В музее, конечно, есть и исторические пластинки. В начале XX века их делали из шеллака, шпата и сажи. Они были очень недолговечны и до наших времен дожили считанные экземпляры. Теперь это большая редкость.
Фото: Тимур ХАНОВ
В экспозиции нашлось место и первым говорящим часам, созданным в 1914 году. Внутри есть фонограф и цилиндр с записанным голосом. При желании он объявляет точное время. Например: «Пятнадцать часов двадцать восемь минут». Сто лет назад это был замечательный аттракцион.
Фото: Тимур ХАНОВ
Вскоре на смену граммофонам пришли патефоны. Это изобретение французской фирмы «Патэ». Европейцы придумали технологию, позволяющую забирать граммофон с собой на пикник. В общем, это что-то вроде очень большого Ipad’а.
Фото: Тимур ХАНОВ
Гордость коллекции Владимира Дерябкина – граммофон-самовар. Его они спроектировали вместе с одним умельцем.
- Самым сложным было совместить эти две функции, - улыбается директор музея. – Нужно было, чтобы он и воду грел и музыку проигрывал. Много времени мы на это потратили, но получилось! – рассказывает хозяин музея.
Фото: Тимур ХАНОВ
Музей работает по записи, а в стоимость билета входит не только экскурсия, но и чай с баранками. Ну и, конечно, музыка!