2016-03-20T14:16:15+03:00

«Промсвязьбанк»: выгода дороже репутации?

Спустя два месяца после ограбления пострадавшим клиентам отказались возмещать ущерб
Фото: Александр ГЛУЗ
Изменить размер текста:

ЧАСТЬ I. ОГРАБЛЕНИЕ ВЕКА

Первая рабочая неделя после новогодних каникул началась в Петербурге с громкого преступления - ограбили дополнительный офис «Московский» «Промсвязьбанка», что на Площади Победы, 2. Из сейфового хранилища вынесли денег и драгоценностей на миллиард рублей. Ограбление века, да и только.

Воры обошлись без хакерских атак, а также без шума, пыли, стрельбы и крови. Все прошло гладко, как по маслу, не оставляя сомнений в тщательной подготовке операции. Один злоумышленник под видом посетителя зашел в банк с главного входа, еще четверо налетчиков в масках – с черного. Причем последних охранник впустил сам. Связали его и девушку-операционистку, за десять минут взломали 132 ячейки, покидали добычу в сумки, вышли, сели в машины и уехали.

В скудные на информацию постпраздничные дни СМИ об этом много писали и говорили, потом интерес к происшествию ослаб, его заслонили другие события, и жизнь вошла в обычное русло.

Идет следствие, а «Просвязьбанк» тихо-мирно занялся своей текущей деятельностью. На его сайте скупое сообщение об ограблении давно опустилось в архив, уступив место полным оптимизма свежим новостям. В общем, все, включая, видимо, бандитов, чувствуют себя нормально.

Все, кроме тех, кого обокрали. Большинство клиентов арендовали ячейки для хранения денег и драгоценностей. Некоторые уезжали из города на Новый год, и для надежности отнесли сбережения в банк. Многие доверяют такому способу хранения денег больше, чем вкладам. Кто мог подумать, что «Промсвязьбанк», одно из крупнейших финансовых учреждений страны, занимающее двенадцатое место в рейтинге российских банков, не сможет обеспечить безопасность сейфового хранилища?

В итоге более ста человек остались ни с чем. «Банк рассматривает вопрос о выплате компенсаций пострадавшим клиентам», - сообщалось в официальном обращении на сайте «Промсвязьбанка» 15 января. Наиболее активные клиенты объединились в инициативную группу, написали жалобу в Центробанк и прокурору города.

Истории у всех разные. У одного из абонентов, Александра, ячейку вскрыли, но деньги из нее не украли. Мужчине вернули их через месяц. Одна из пострадавших между документами спрятала конверт с деньгами, и он пропал, а документы остались.

Руководитель группы Сергей рассказал, что поначалу банк шел на контакт.

- Я по электронной почте оправил туда списки людей, их вызывали для подтверждения наличия ценностей в ячейках, - вспоминает он. - Банк попросил собрать доказательства того, что было на хранении. Я, например, документально подтвердил, что оставил в ячейке деньги от коммерческой сделки, которая проходила через их банк. Они проверили, убедились, что это так.

Но постепенно банк начал отгораживаться от чересчур активных. И после долгого молчания стал присылать уведомления об отказе всем подавшим заявления о возмещении ущерба.

Теперь остается обращаться в суд. Сложность состоит в том, что нигде не записано, что именно и сколько хранил человек в сейфовой ячейке. Для обеспечения тайны вклада опись не составляется, в договоре аренды тоже такой информации нет.

Суды и процесс компенсации ущерба могут растянуться на годы. А ведь кто-то держал в ячейке все свои сбережения, кто-то жил на них, кто-то откладывал деньги на приобретение недвижимости, учебу детей, лечение, кто-то хранил средства на модернизацию своего предприятия. И сейчас все они остались ни с чем.- Банки страхуют кассы и сейфовые хранилища, - рассказала сотрудница одного из кредитных учреждений Петербурга Анна.- В случае ограбления страховая компания возмещает ущерб. Но происходит это не быстро. Поэтому видимо, «Промсвязьбанк» не спешит с выплатами пострадавшим, тянет время. Хотя у каждого банка есть резерв на возмещение возможных потерь, который хранится в Центробанке.

Пока «Промсвязьбанк» старается выйти из неприятной ситуации с наименьшими материальными потерями, он теряет другой важный ресурс – репутацию. Некоторые из тех, кто арендовал ячейку, имели еще и счета. Теперь они их закрывают. И многое можно было бы понять и простить, если бы ограбление сопровождали какие-то непреодолимые внешние обстоятельства. Но если сопоставить факты и разложить все по полочкам, то обращают на себя внимание некоторые непонятные обстоятельства.

ЧАСТЬ II. КОНСПИРОЛОГИЧЕСКАЯ

1. Охранник. Как у него оказались ключи от запасного входа? Почему он самостоятельно принял решение впустить посторонних?

- Ключи от помещений не должны находиться у охранника, - объясняет Анна. - Они или у управляющего, или у заместителя, или у начальника АХО. Да, по технике пожарной безопасности, все сотрудники осведомлены о том, где можно взять ключ от запасного выхода. Но утром 11 января никакого пожара не было. И кто-то из сотрудников передал охраннику ключи. И тот по первому стуку открыл дверь неизвестным, решив, что это строители. Он не имел права этого делать! Любые строительные и ремонтные работы согласуются с управляющим банка, пишется заявка, служба безопасности проверяет. И не должны они приходить в то время, когда в отделении находятся клиенты.

2. Операционистка.

Сотрудница банка Ольга провожала в сейфовое хранилище посетителя, который арендовал там ячейку и оказался одним из грабителей. Примерно в 9:35 она отключила сигнализацию, впустила мужчину в хранилище, вместе с ним открыла ячейку и вышла.

- Операционист не имеет права находиться рядом с клиентом, но он должен стоять за дверью и контролировать ситуацию, - уточнила Анна. – Наблюдать, чтобы клиент не ходил по помещению, не делал ничего лишнего.

Чем занимался в это время клиент, неизвестно, но когда минут через пятнадцать сотрудница вернулась в хранилище, ее уже встречали четверо в масках. Схватили, ударили по голове, связали. Меньше десяти минут ушло у злоумышленников на то, чтобы обчистить 132 ячейки – невероятно, но факт.

- Очень странно, что переносная кнопка тревожной сигнализации у сотрудницы не сработала, - удивляется Анна. - Служба безопасности должна проверять их исправность два-три раза в месяц. Если бы кнопка сработала, то через две минуты на месте уже был бы наряд вневедомственной охраны.

3. Лже-вкладчик.

По данным следствия выходит, что грабитель, который выдавал себя за клиента банка, умудрился арендовать ячейку по паспорту с переклеенной фотографией. К тому же, по словам сотрудников банка, этот клиент никогда не снимал перчаток. Даже договор в них подписывал. Чем занимается служба безопасности банка – вопрос.

4. Видеокамеры.

В сейфовом хранилище «Промсвязьбанка» были установлены видеокамеры. Сохранилась запись ограбления и, вероятно, другие записи, на которых видно, кто и что кладет в ячейку. Может быть, не с точностью до купюры, но общие очертания пачек банкнот, свертков, пакетов, коробок. Но банк не предоставляет данные видеозаписи, по которым пострадавшие могли бы подтвердить содержимое ячеек.

5. Переезд.

Самое интересное, что когда некоторые клиенты узнали об ограблении и приехали в банк, то на старом месте, в доме № 2 на Площади Победы, они его не обнаружили. Оказалось, допофис переехал в центральную часть здания. И сейфовое хранилище перенесли, не сообщив об этом клиентам. А где гарантия, что во время переезда не нарушалась целостность ячеек? Может быть, уже тогда что-то похитили, а потом инсценировали ограбление?

6. Наводчик?

Не исключено, что или во время переезда, или благодаря видеозаписям произошла утечка информации. Всего в хранилище около пятисот ячеек. По свидетельствам работников банка, обычно они заполнены примерно наполовину. Грабителям прямо повезло – взломали те, где было чем поживиться.

Складывается впечатление, что «суперсолидный», но уже ненадежный «Промсвязьбанк» пытается остаться в стороне, не хочет признавать свою ответственность перед клиентами, которые ему доверяли.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также