Санкт-Петербург
Общество

Александр Запесоцкий: За трудоустройство выпускника отвечает вуз

Одиннадцатиклассники и их родители сегодня озабочены: как выбрать вуз, который даст качественное образование? Ведь именно на студенческой скамье определяются трудоус- тройство и дальнейший карьерный рост юношей и девушек.
Выпускники Гуманитарного университета профсоюзов могут быть уверены в завтрашнем дне. В СПбГУП созданы все условия, чтобы вчерашние выпускники получили достойное высшее образование.

Выпускники Гуманитарного университета профсоюзов могут быть уверены в завтрашнем дне. В СПбГУП созданы все условия, чтобы вчерашние выпускники получили достойное высшее образование.

О подготовке выпускников к карьере главный редактор «КП» - Петербург» Евгений Кульков беседует с ректором успешнейшего в плане трудоустройства выпускников вуза страны - Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Александр Запесоцкий, член-корреспондент РАН и лауреат премии правительства РФ в области образования, на днях стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга «За выдающиеся достижения в области высшего образования».

Академик Запесоцкий уверен, что его студенты - самые лучшие.

Академик Запесоцкий уверен, что его студенты - самые лучшие.

Иной подход

Евгений КУЛЬКОВ: - Александр Сергеевич, в то время как более миллиона выпускников отечественных вузов не могут трудоустроиться в течение трех лет после получения диплома, выпускники СПбГУП практически не бывают безработными: в последние пятнадцать лет - не более одного-двух человек на тысячу ежегодно. Что является решающим: преподавание, материальная база, уровень исходного студенческого контингента?

Александр ЗАПЕСОЦКИЙ: - Все это важно, разумеется. Но представьте: в прекрасной аудитории выдающийся профессор читает лекцию, а студенты в это время сидят в пивбаре. Будут ли они после такой учебы нужны работодателю?

К сожалению, многим вузам сегодня безразлична реальная судьба выпускников. Чиновничество навязывает концепцию обслуживания студентов, превращая вузы в коммерческие структуры. Именно это убогое представление об образовании и лежит в основе проблемы плохой подготовки студентов.

Е. К.: - У вас какой-то иной подход?

А. З.: - Совсем иной, нежели у чиновников. Те пытаются бездумно копировать Запад. А мы последнюю четверть века стараемся соединить лучшие традиции советского образования с новыми современными возможностями. Самое важное, что настоящее образование включает в себя не только обучение, но и воспитание.

Дисциплина, трудолюбие, ответственность важны не меньше, чем развитие творческих способностей. Работодателя сегодня просто тошнит от «креативных личностей», которые не могут вовремя приходить на работу и выполнять к сроку элементарные поручения руководителей. Университеты обязаны также уделять особое внимание повышению культурного уровня студенчества. Хамоватый сотрудник тоже никому не нужен.

Е. К.: - И как вы этого добиваетесь?

А. З.: - Во-первых, мы формируем очень яркие, интересные и полезные для студентов программы досуговой жизни. Еще до 1 сентября знакомим иногородних ребят с Петербургом: от обзорных экскурсий до конкретных адресов театров, музеев, различных культурных достопримечательностей. Используем и свой театральный зал на семьсот человек. У нас масса молодежных праздников, студий, любительских объединений.

Каждый, кто зайдет к нам на сайт, увидит массу новостей о победах наших студентов в разных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Это одно из косвенных свидетельств успешного вхождения в культуру, необходимого для дальнейшей карьеры. Победителей - десятки и сотни. А успешных - подавляющее большинство.

Во-вторых, мы работаем над тем, чтобы студенты подружились между собой, над формированием правильного общественного климата. Опытные педагоги-кураторы помогают позитивным молодежным лидерам проявить себя. А тех, кто негативно влияет на обстановку, мешает нормальным студентам жить и учиться, решительно удаляем из вуза.

«За списывание - отчисление»

Е. К.: - Известно, что с лодырями и прогульщиками вы не церемонитесь.

А. З.: - Административные меры применяем редко. Общественная обстановка, укоренившиеся позитивные нормы поведения играют основную роль. Первокурсники, приходя на занятия, видят, что учащиеся старших курсов заняты делом, что прогуливать у нас не принято. Принято готовиться к семинарам, брать в библиотеке книги и работать с ними, ходить в спортзал и так далее. Нормальные ребята, которые реально хотят учиться и занять достойное место в жизни, быстро принимают существующие правила и адаптируются к ним. Существует небольшой процент публики с негативным настроем. Эти люди нас быстро покидают.

Кстати, средний балл абитуриентов, зачисленных к нам в прошлом году на бюджетные места, составил 80,6. А по городу - 73 балла. На платной основе средний балл у нас был 72. К нам приходят в основном замечательные школьники, которые хотят учиться.

Е. К.: - Ну а из западного опыта совсем ничего не позаимствовали?

А. З.: - Почему же, позаимствовали. Например, строгий прием экзаменов. За списывание - отчисление без права восстановления. Но есть и свои наработки. Например, устный ответ на экзамене сопровождается письменной фиксацией. Для пятерки конспекта лекций мало, необходимо еще по каждому из вопросов продемонстрировать знание трех дополнительных источников литературы. Просто за знание лекционного материала - не больше четверки.

Я работаю ректором 25 лет. Все это время у нас нет студенческого пьянства, наркотиков. Мало кто курит. Зато на ежегодном вечере спортивной общественности в огромном зале не бывает свободных мест.

Несмотря на ужасное состояние культуры и нравственности в стране, нам внутри вуза удается поддерживать достойный россиян стиль жизни. И мы уже давно поняли, что этот стиль сам по себе воспитывает, он исключительно важен в подготовке специалиста.

Правильное направление

Е. К.: - Наверное, приходится предъявлять серьезные требования и к преподавателям?

А. З.: - Разумеется. Пятиминутное опоздание на занятие у нас считается ЧП. Каждый год проводятся сплошные опросы хорошистов и отличников по поводу удовлетворенности работой каждого преподавателя.

Но в процессе подготовки специалиста участвует большой коллектив. Здесь и кураторы групп, и воспитательный персонал факультетов, общежитий, и многие другие. Поддержание правильной атмосферы требует каждодневной работы. У нас нельзя ругаться матом, не рекомендуется выкладывать фривольные фото из личной жизни в социальные сети, положено пропускать девушек вперед в дверях, нельзя ходить по вузу в верхней одежде и головном уборе. И так далее и тому подобное.

Каждый, кто приходит к нам в вуз, отмечает особую обстановку, высокую культуру поведения окружающих. Повторюсь: это также оказывается немаловажным для последующего устройства на работу и будущей карьеры.

В общем, в громадном большинстве петербургских вузов работают очень хорошие преподаватели. Только результаты работы разные.

Разумеется, многое зависит от самого студента. Но очень важно правильно нацелить 17-летнего человека, задать и поддерживать это направление для развития его интересов, приложения способностей. Вот почему я считаю, что за трудоустройство выпускника, его дальнейшую судьбу отвечает вуз.

КСТАТИ

Конкурс на бюджетные места в СПбГУП доходит до пятидесяти человек на место, средний балл поступающих - 80,6.

КОНКРЕТНО

Только 25 из 13 436 обладателей государственных дипломов о высшем образовании, выданных за последние десять лет в СПбГУП, обратились на биржу труда.

_

_