Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+18°
Boom metrics
Звезды8 августа 2016 8:50

Запорожцы – мастера троллинга, или Дипломатия по-казацки

10 фактов о картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Источник:kp.ru
Фото: ru.wikipedia.org

Фото: ru.wikipedia.org

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Поскольку 5 августа весь мир отмечает день рождения великого художника Ильи Репина, сегодня речь пойдет об одном из самых известных его полотен – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или просто – «Запорожцы».

1891 год. Холст, масло. 2,03×3,58 метра. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Над этой картиной Репин трудился долгие тринадцать лет. Первый карандашный набросок был сделан художником в 1878 году, а окончена картина только в 1891-м. Кроме огромного количества эскизов существует три варианта «Запорожцев», написанных масляными красками. Основной лично приобрел император Александр III. В 1892 году он заплатил за сенсационную картину 35 тысяч рублей. После 1917 года картину передали на хранение в Государственный Русский музей.

2. Два других варианта немного отличаются от того, что могут видеть посетители Михайловского дворца. Первый – это, скорее, эскиз будущего полотна. Его живописец закончил в 1887 году и подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому (запомните эту фамилию). Позже ее заприметил Павел Третьяков и купил себе в коллекцию. Этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве. Второй вариант художник писал одновременно с основным полотном. Он уступает по масштабам тому, что хранится в Русском музее и, с точки зрения Репина, более достоверен исторически. Сегодня он хранится в Харьковском художественном музее.

3. Любопытна история создания самого письма. Оно было написано атаманом Иваном Серко с товарищами в ответ на ультиматум султана Османской империи. Бравый казак Сирко восемь лет возглавлял запорожское войско и наводил ужас на турок. В 1676 году казаки под его предводительством напали на Крым, который был завоеван турецким султаном, и серьезно его опустошили, уведя в плен несколько тысяч человек. Это очень разозлило султана, и он послал казакам письмо, в котором предлагал сдаться без боя иначе грозил уничтожить всех их до единого. Казаков доводы султана не убедили. В ответ турки получили насмешливое послание, к тому же сдобренное крепкими ругательствами. Говоря сегодняшним языком, казаки просто «потроллили» султана.

4. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах этнографом Яковом Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал ее известному историку Дмитрию Яворницкому – другу Репина. В 1878 году на одной из совместных посиделок он зачитал ее в качестве шутки своим гостям. Репину письмо очень понравилось. Он буквально «загорелся» новой идеей и решил приступить к работе над масштабным полотном.

5. Во время многолетней работы над полотном Репин совершил несколько поездок по Украине, где искал нужные ему типажи. А еще художник делал зарисовки предметов быта и утвари. Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области. Приехав в Екатеринодар, живописец встретился с потомками запорожцев и сделал этюды с казаков – георгиевских кавалеров, участников Крымской войны 1853–1856 годов.

6. Кроме собственно казаков, на картине изображены многие исторические личности. Во-первых, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого – из его уст Репин узнал о письме. Натурщиком для атамана Сирко стал журналист Владимир Гиляровский. Для пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Исследователи находят не менее шести известных лиц среди изображенных на полотне. Натурщиками выступали и другие знакомые живописца. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, однажды зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден несколько часов позировать для «Запорожцев». Причем художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза — для другого.

7. В 1891 году Репин представил «Запорожцев» публике на своей персональной выставке, как заглавное полотно. И, как почти все картины художника, «Запорожцы» вызвали противоречивую реакцию. Например, картина не понравилась Льву Толстому. Художник Николай Ге тоже не был в восторге от картины. К тому же он вообще считал, что заслуги запорожцев как защитников родины от посягательств турок и польского панства не стоит преувеличивать. Не понял художника и Николай Лесков.

- В картине нет идеи, - писал классик классику.

8. Несмотря на критику, судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (в таких городах, как Чикаго, Будапешт, Мюнхен и Стокгольм) она попала в царское собрание, а потом – в Русский музей.

9. «Запорожцы» оставили большой след в искусстве. Например, в романе «Двенадцать стульев» Остапа Бендер, изображающий из себя художника, рассказывает о «распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины «Большевики пишут письмо Чемберлену». Похожая карикатура существовала на самом деле и была опубликована в сатирическом журнале «Красный перец» в 1923 году. А уже в наше время в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» казаки тоже пишут турецкому султану письмо. В этом эпизоде герои располагаются в кадре, точно копируя картину Репина. И это далеко не единственные примеры пародирования «Запорожцев».

10. Кстати, на картине изображено много интересных предметов быта. Например, домра, которая пользовалась большой популярностью у казаков – в отличие от балалайки. Домра, между прочим, тоже русский народный инструмент. Еще один интересный предмет: игральные карты. Бытует версия, что Русь впервые познакомили с картами запорожские казаки. На основном варианте картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» действительно изображена полурассыпанная карточная колода. Кстати, уже знакомый нам историк Дмитрий Яворницкий в своей книги «Истории запорожских казаков» описал полулегендарный случай, как несколько запорожцев, игравших ночью в карты, однажды спасли Сечь от ночного нападения татар и турок. Вот как людям помогает азарт!

СПРАВКА "КП"

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года. Учиться живописи начал в тринадцать лет. А в 1863 году переехал в Петербург, чтобы продолжить обучение в Академии Художеств. Прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. В 1893 году вошел в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок Куоккала, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году. После Великой Отечественной войны Куоккала была переименована в честь художника и стала называться – Репино. Там работает музей-усадьба живописца.