Портрет императора был скрыт за портретом вождя революции 96 лет
30 ноября в аванзале Академии имени Штиглица публике впервые представили единственную в мире двухстороннюю картину, на которой с разных сторон холста нарисованы портреты руки двух художников. С одной стороны – портрет Николая II 1896 года руки Ильи Галкина, а с другой – посмертный портрет Ленина, созданный советским художником Владиславом Измайловичем.
СПИНОЙ К СПИНЕ
В 1917 году, преподаватель Петроградской трудовой школы № 23 (до революции - Петровское коммерческое училище, а сегодня школа №203) Владислав Измайлович, рискуя, наскоро замазал серой водорастворимой краской портрет Николая II руки другого художника, Ильи Галкина. Портрет императора стоял в огромной царской позолоченной раме в актовом зале училища, и если Измайлович не решился бы спасти картину, ее наверняка бы уничтожили.
http://www.kp.ru/share/i/4/1212956/big.jpg
В таком виде картина простояла в одном из кабинетов школы семь лет, пока в 1924 году Измайловичу, как уже востребованному советскому художнику, не поступил заказ на посмертный портрет Ленина. Живописец решает, что это шанс спрятать произведение Галкина еще надежнее, и на обратной стороне холста рисует Ленина на фоне Петропавловской крепости.
- Илья Галкин тщательно обработал холст и долго писал классический портрет императора с натуры. Измайлович же, очевидно, писал быстро, исполняя заказ – он даже не стал грунтовать холст со своей стороны, а просто проклеил его и небрежно, пастозно, написал Ленина, - рассказывает восстановленную историю картин их реставратор Татьяна Поцелуева.
Портрет вождя революции руки Измайловича занял в школе то же место, что и портрет императора. Его даже поместили в ту же золотую раму, лишь сняв с нее царские символы. И так картина и простояла в актовом зале школе 96 лет.
Тайну картины случайно открыли баловавшиеся школьники – они оторвали ее нижнюю часть, и на оторванной обратной части холста дети увидели мужской сапог. Стало ясно – что за портретом Ленина есть портрет другого мужчины.
"ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ СОХРАНИЛСЯ ЛУЧШЕ"
К реставратору Татьяне Поцелуевой двухсторонняя картина попала в 2013 году и она, вместе со своими студентками, три года восстанавливала обе стороны холста, которые за несколько десятков лет в школе без должного ухода успели сильно пострадать.
- Из-за того, что картина так долго стояла «ленинской» стороной, портрет Николая II лучше сохранился. К тому же, Измайлович специально замазал его краской, похожей по составу на гуашь, чтобы не испортить живопись Галкина, - рассказывает реставратор, - Работу нам приходилось вести с двух сторон, чтобы реставрация одной стороны не повредила другую.
"Ленинскую" сторону рамы сделали простой, чтобы еще рез подчеркнуть контраст между портретами
Уникальная картина потребовала и уникальной рамы – такой, которая позволяла бы видеть сразу две картины обоих мастеров.
- Рама была сконструирована по проекту кафедры интерьера и оборудования нашей Академии, профессором Олегом Веселицким. Задача перед ним стояла непростая – картину в раме должно быть можно осмотреть с двух сторон, и она должна быть устройчива, так как из-за высоты картины, у нее появляется некая парусность и она может опрокинутся, - рассказывает Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей Академиии Штиглица, - Сторону с портретом императора было решено сделать более изящную – с декоративным багетом, а с "ленинской" стороны мы решили сделать очень простую раму, деревянную, как бы рабочее-крестьянскую, добившись этим дополнительного контарста между портретами.
БИТВА МУЗЕЕВ
Куда отправится картина после выставки, и какой музей его поЛучит – пока неизвестно. Но уже на открытии выставки разгорелись споры. Каждый из приглашенных гостей в своей речи упоминал, в какой именно музей он считает нужным отдать картину.
- История этой картины совсем не об искусстве, а о диалектике человеческой жизни, ее изменчивости, скоротечности, - отметила и.о. директора Музея прикладного искусства Галина Прохоренко, - поэтому, на мой взгляд, ей место в Музее политической истории.
Картину можно будет увидеть в Академии до Нового Года
- В ближайшие 20 лет эту картину нужно экспонировать так, чтобы было видно две стороны и каждый мог придти и увидеть свою святыню. Скромно хочу напомнить, что последние 13 лет до своего отъезда в ссылку Николай II жил безвылазно в Царском селе, в Александровском дворце. Нам очень хотелось бы, чтобы этот портрет был у нас, ведь даже тот гусарский мундир, на котором изображен Николай, хранится в фондах нашего музея, а картины Галкина долгое время украшали стены Александровского дворца, - сказала на открытии директор музея-заповедника Царское села Ольга Таратынова.
- Политический аспект здесь сильнее искусствоведческого. Те страны, которые пережили гражданские войны, будь то Испания или Финляндия имеют единые памятники для обеих сторон. В нашей стране такого памятника нет, но нам представился случай посмотреть на эту картину как на памятник тому, какой ужас пережила наша страна, - отметил заведующий кафедры культур Владимир Яковлев, - Посмотрите, ведь Ленин на картине идет во дворец Матильды Кшесинской, поэтому там портрету и место. Этот дворец был небезразличен и Николаю, а также во время революции там помешался штаб большевиков.
- По своих и художественным качествам, и по истории, эта картина действительно заслуживает выставляться в самых лучших музеях, так, чтобы ее смогли увидеть как можно большее количество человек, отметила реставратор Татьяна Поцелуева, оторая провела рядом с картиной последние три года.
Но пока холст официально принадлежит школе №206, в которой простоял так долго. Администрация школы хочет сохранить эту достопримечальность у себя и тоже настроена решительно:
- Я не знаю, как все сложится, - сказала заведующая музеем школы № 206 Светлана Пасынкова, - но мы будем бороться за то, чтобы картина осталась у нас в школе.
Но до Нового Года увидить уникальную двусторонний портрет можно будет в аванзале Академии имени Штиглица, купив билет в Музей истории приладного искусства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.
Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога...